Новый сервис, где искусственный интеллект отвечает на вопросы

AnyQuestion

2. Оборудование звуковых студий

"ПТЭ-2001. Правила эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания" (приняты и введены в действие Приказом МПТР России от 12.07.2002 N 134)

Документ утратил силу или отменен

2. Оборудование звуковых студий

Технические средства, используемые при подготовке и проведении радиовещательной передачи и звукозаписи, располагаются в студии и технической аппаратной.

В студии устанавливаются микрофоны и громкоговорители для режиссерских команд и прослушивания исполнителями записанной программы.

2.1. Микрофоны

В радиовещании и профессиональной звукозаписи применяются в основном динамические и конденсаторные микрофоны, с кардиоидной и круговой диаграммой направленности.

Большое влияние на звукопередачу оказывает правильность подбора на микрофонных репетициях акустического отношения, т.е. соотношения между отраженными и прямыми звуковыми сигналами, в точке установки микрофона в студии. Акустическое отношение зависит от расстояния микрофона от источника звука (исполнителя). Естественность звучания, тембр и впечатление о реверберации самого помещения для радиослушателя значительно больше зависят от акустического отношения, чем для слушателя, находящегося в студии.

Если микрофон находится на близком расстоянии от исполнителя, то прямой звук преобладает (акустическое отношение А < 1), при этом реверберация на слух кажется значительно меньше, чем на самом деле, и даже в гулком помещении можно создать четкое звучание (так называемый ближний или крупный звуковой план).

Если микрофон находится на значительном расстоянии от исполнителя, он может попасть в зону, где отраженные звуки преобладают над прямыми (А > 1). Тембр звучания изменится, оно будет более гулким, "размытым", субъективное ощущение реверберации увеличивается (дальний звуковой план). Этим приемом пользуются в сильно заглушенных помещениях для придания звучанию пространственности (воздушности).

Таким образом, в одной и той же студии, выбирая место микрофона относительно исполнителя и изменяя акустическое отношение, можно менять субъективное ощущение реверберации ("эквивалентную реверберацию") и даже в монофонической передаче добиться эффекта объемности звучания.

2.2. Контрольные агрегаты

Слуховой контроль в студиях обычно осуществляется с помощью специального громкоговорящего устройства.

Контрольный агрегат содержит мощный усилитель и акустическую систему, состоящую из одного или нескольких громкоговорителей, установленных в специальном ящике. К контрольным агрегатам предъявляются жесткие требования, так как для неискаженной звукопередачи они должны иметь строго стандартизированные технические параметры с малыми допусками отклонения от нормы.

Качество громкоговорителя определяется следующими параметрами:

- номинальная мощность - та наибольшая мощность, при которой вносимые громкоговорителем искажения гармонического сигнала не превосходят допустимой техническими условиями величины (перегрузка громкоговорителя воспринимается на слух как дребезжание и хрипы);

- чувствительность, определяющая эффективность работы громкоговорителя;

- частотная характеристика - зависимость чувствительности от частоты звукового сигнала (чем шире интервал звуковых частот, который воспроизводится громкоговорителем, и чем ровнее его частотная характеристика, тем лучше громкоговоритель);

- характеристика направленности громкоговорителя - определяет рабочее пространство, которое покрывает своим излучением громкоговоритель.

Чтобы звуковая картина не изменялась при различных размещениях слушателей и контрольного агрегата, используют два и более высокочастотных излучателя, что позволяет перекрыть звуковым полем максимальное пространство.

Контрольные агрегаты монтируются в специальных ящиках или деревянных тумбах, от конструкции, материала и внутренней акустической обработки которых зависит качество воспроизведения.

При организации звукового контроля в аппаратных музыкальных студий и аппаратных сведения следует прежде всего выбрать принцип размещения звуковых контрольных агрегатов. Они могут быть либо встроены в стены, либо размещаться свободно на полу. В настоящее время первый подход является более распространенным. Данный выбор носит принципиальный характер, так как от этого зависит подход к акустическому решению помещений. При пространственном размещении контрольных агрегатов следует учитывать требования международных документов, в частности "Technical Document AESTD 1001.0.01-05/Multichannel surround sound systems and operations". Там же приводятся требования к форме и акустическим характеристикам аппаратных и уровням звукового контроля.

Малогабаритные контрольные агрегаты ближнего поля следует размещать на столешнице звукорежиссерского пульта по его краям либо на стойках, придвинутых к задней части столешницы. Даже в случае небольших аппаратных следует избегать размещения мониторов ближнего поля в непосредственной близости от передней части помещения у краев смотрового окна.