3. Обработка звуковых сигналов художественных
передач радиовещания
3.1. Звукорежиссеры и лица, выполняющие их функции, обязаны знать эксплуатационные характеристики технологического оборудования (микрофонов, микшерных пультов, магнитофонов, ревербераторов и других устройств обработки сигнала), а также его возможности для использования в решении поставленных перед ними творческих задач.
3.2. Лица, обслуживающие технологическое оборудование (инженеры, регулировщики радиоаппаратуры, операторы магнитной записи), в процессе подготовки и проведения вещательных передач и звукозаписей оперативно подчиняются звукорежиссеру.
3.3. Звукорежиссер перед передачей (звукозаписью) должен ознакомиться с партитурой произведения. На основании ознакомления с партитурой определяются порядок работы, очередность записи отдельных частей, намечаются звуковые планы, выбираются типы и количество микрофонов и составляется план с ориентировочным расположением исполнителей и микрофонов.
3.4. После подготовительной работы звукорежиссер проводит микрофонные репетиции, во время которых:
- выбираются оптимальные характеристики микрофонов, уточняется их количество и определяется оптимальное расположение исполнителей и микрофонов;
- устанавливаются соотношения уровней на выходах источников сигналов;
- определяется степень использования специальных методов обработки звукового сигнала (частотная коррекция, искусственная реверберация, автоматическое сжатие динамического диапазона уровней и т.д.);
- совместно с дирижером производится предварительная отработка исполнения и корректировка звуковой партитуры;
- устанавливаются правильные музыкальные и акустические балансы, подбираются тембры звучания отдельных инструментов, обеспечивается хорошая прозрачность;
- проверяется на слух качество звучания;
- при стереофонической звукозаписи контролируется совместимость.
3.5. Регулирование динамики музыкальных и речевых художественных передач и звукозаписей производится вручную в соответствии с партитурой данного произведения. Рекомендуется под контролем звукорежиссера применять авторегуляторы уровня для регулирования динамики и получения необходимого музыкального баланса (соотношения между громкостью звучания различных оркестровых групп), а также для поддержания нормированных значений уровня.