V. Порядок подготовки и принятия нормативных
правовых актов при осуществлении нормативно-правового
регулирования в установленной сфере деятельности
5.1. Агентство издает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.
5.2. Нормативные правовые акты издаются Агентством в форме приказа, имеющего нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Агентства - приказы ненормативного характера, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816, N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965), а также Инструкцией по делопроизводству в Агентстве.
Приказы Агентства могут издаваться в целях реализации решений координационных и совещательных коллегиальных органов Агентства.
5.3. Нормативные правовые акты Агентства разрабатываются соответствующими управлениями, согласовываются управлением, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, заместителем Руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) и подписываются (утверждаются) Руководителем (лицом, исполняющим его обязанности).
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на один или несколько управлений Агентства с учетом их задач, функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
Разработчиком нормативного правового акта Агентства является гражданский служащий Агентства - ответственное лицо, на которое возложена обязанность по подготовке и согласованию проекта правового акта (далее - исполнитель).
5.4. В случае если проект нормативного акта содержит положения, нормы или поручения межотраслевого (межведомственного) значения, он может быть издан Агентством совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с ними.
В целях подготовки проектов актов межведомственного характера по предложению начальников управлений Руководитель или заместитель Руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.
В состав межведомственной рабочей группы могут входить руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, уполномоченные ими представлять позиции соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
5.5. В целях раскрытия информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692), управление - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в управление, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационное сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема предложений.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Агентства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604), управление - разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в управление, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
По результатам общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия и/или антикоррупционной экспертизы, управление - разработчик нормативного правового акта рассматривает поступившие замечания, предложения и заключения, дорабатывает проект нормативного правового акта с учетом поступивших замечаний, предложений и заключений, согласовывает доработанный проект с управлением, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, и представляет проект нормативного правового акта с пояснительной запиской, содержащей информацию о ходе согласования указанного проекта, на подпись Руководителю.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Прохождение государственной регистрации нормативного правового акта в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), а также проведение согласительных процедур в Минюсте России обеспечивает управление, подготовившее соответствующий нормативный правовой акт, и управление, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства.
5.6. Согласование проектов нормативных актов межведомственного характера осуществляется в порядке, аналогичном согласованию проектов нормативных актов Правительства, установленном Регламентом Правительства.
5.7. Заместители Руководителя и начальники управлений обеспечивают проведение согласования проекта нормативного правового акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний (при наличии разногласий).
При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта соответствующий заместитель Руководителя, начальник управления или помощник (советник) Руководителя докладывает о них Руководителю и действует в соответствии с принятым им решением.
5.8. При наличии неурегулированных вопросов по проекту нормативного правового акта Руководитель, при необходимости, проводит обсуждение с соответствующим руководителем, имеющим разногласия, и принимает решение об его утверждении (подписании) или доработке.
5.9. Подготовка проекта нормативного правового акта Агентства включает:
разработку текста проекта нормативного правового акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение исполнителем первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах актов;
подготовку пояснительной записки к проекту нормативного правового акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки нормативного правового акта;
согласование проекта нормативного правового акта;
проведение правовой экспертизы проекта нормативного правового акта;
проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта управлением, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, в соответствии с изданным приказом Агентства о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Агентства, а также проведение независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения нормативного правового акта в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Регламента;
представление проекта нормативного правового акта на подписание Руководителю.
5.10. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.
5.11. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта акта законодательство Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
5.12. В случае воспроизведения в проекте нормативного правового акта отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
5.13. Нормативные правовые акты, изданные Агентством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями).
При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, оформляются приказом Агентства.
5.14. Если при подготовке нормативного правового акта установлены необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.
К проекту нормативного правового акта Агентства прилагается пояснительная записка, составленная исполнителем и подписанная начальником управления Агентства, которому была поручена разработка проекта акта. При необходимости к пояснительной записке прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта акта.
5.15. Проекты актов Агентства представляются на согласование в заинтересованные управления Агентства начальником управления, которому поручена разработка и подготовка проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями в случае, если данное согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в проекте акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся указанных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
5.16. Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта для согласования в управлениях Агентства не должен превышать трех рабочих дней.
5.17. Правовые акты, затрагивающие вопросы работы со сведениями, составляющими государственную тайну, или сведениями конфиденциального характера, а также проекты положений об управлениях Агентства, внесение изменений и дополнений в них подлежат обязательному согласованию начальником отдела защиты государственной тайны.
Перечень субъектов согласования проекта нормативного правового акта Агентства может быть дополнен по решению начальника управления, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства.
5.18. Информация о рассмотрении проекта нормативного правового акта Агентства и наличии замечаний к нему оформляются в виде служебной записки, адресованной начальнику управления Агентства, которому поручена разработка проекта нормативного правового акта.
При отсутствии замечаний согласование проекта акта Агентства осуществляется путем его визирования начальником или лицом, исполняющим обязанности начальника управления, в листе согласования проекта акта.
5.19. Полученные при согласовании проекта нормативного правового акта замечания и предложения учитываются исполнителем при его доработке.
5.20. В случае согласия с представленными замечаниями исполнитель вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения. Измененный текст проекта нормативного правового акта подлежит повторному согласованию в порядке, установленном настоящим разделом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
5.21. После согласования с начальниками соответствующих управлений Агентства проект нормативного правового акта направляется заместителям Руководителя (в соответствии с распределением обязанностей).
5.22. После согласования с руководителями заинтересованных структурных подразделений и курирующими заместителями Руководителя проект нормативного правового акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в управление, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает пяти рабочих дней.
Начальник управления, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, вправе принять решение об увеличении срока проведения экспертизы проекта нормативного правового акта до 10 рабочих дней в случаях, если:
концепция и содержание проекта нормативного правового акта Агентства имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;
в ходе проведения экспертизы проекта нормативного правового акта Агентства требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту.
5.23. В случае наличия в проекте нормативного правового акта замечаний по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы исполнитель устраняет имеющиеся замечания и дорабатывает проект в течение трех рабочих дней после возвращения ему проекта нормативного правового акта.
В случае несогласия исполнителя с предложением начальника управления, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, о доработке проекта нормативного правового акта, а также в случае отсутствия дополнительных материалов, необходимых для проведения правовой (антикоррупционной) экспертизы проекта нормативного правового акта, начальник управления, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства, подписывает заключение по результатам проведения правовой экспертизы проекта нормативного правового акта Агентства, являющееся основанием для отказа в согласовании проекта нормативного правового акта Агентства до устранения исполнителем замечаний управления, на которое возложены функции по правовому обеспечению деятельности Агентства.
5.24. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт Агентства, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.