6.2. Определение товарного рынка и установление его границ

Решение Суда Евразийского экономического союза от 11.02.2020 Об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Дельрус" и ТОО "Дельрус РК" (Вместе с "Особым мнением судьи Чайки К.Л. (дело N СЕ-1-2/8-19-КС)" от 11.02.2020, "Особым мнением судей Туманяна А.Э. (дело СЕ-1-2/8-19-КС)" от 13.02.2020)

6.2. Определение товарного рынка и установление его границ

6.2.1. Коллегия Суда полагает, что Комиссия, учитывая цели оценки состояния конкуренции, факты, изложенные в материалах Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в том числе в обращении ТОО "Scuderia", цели проведения расследования и рассмотрения дела, правильно определила товар, товарный рынок и его границы в рамках рынка калибровки ультразвуковых датчиков к аппарату неинвазивного определения степени фиброза печени FibroScan.

Согласно определению понятия "товарный рынок" (подпункт 19 пункта 2 Протокола) он представляет собой сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Товар определяется как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (подпункт 18 пункта 2 Протокола).

В соответствии с пунктом 11 Протокола в целях осуществления Комиссией полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств - членов Союза разработана Методика оценки состояния конкуренции. Данная Методика применяется также при расследовании нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, установленных статьей 76 Договора, и при определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям отнесения рынка к трансграничному (пункт 2 Методики оценки состояния конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 Методики проведение оценки состояния конкуренции включает в себя ряд этапов, в том числе определение:

временного интервала исследования товарного рынка;

продуктовых границ товарного рынка;

географических границ товарного рынка;

состава хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), осуществляющих деятельность на товарном рынке.

Правила определения временного интервала исследования товарного рынка установлены в разделе II, правила определения продуктовых границ - в разделе III и географических границ - в разделе IV Методики.

По результатам проведения оценки состояния конкуренции на товарном рынке с учетом требований положений пунктов 3 и 4 Методики составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенной оценки (пункт 61 Методики оценки состояния конкуренции).

В соответствии с пунктом 11 Методики установление продуктовых границ товарного рынка - процедура определения товара (его потребительских свойств), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Согласно пункту 12 Методики процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

выявление взаимозаменяемых товаров.

Пунктом 13 Методики оценки состояния конкуренции установлено, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате опроса или анализа предмета договора, на основании которого осуществляется реализация товара.

Решением N 165 установлено, что аппарат FibroScan является прибором, специально созданным и используемым медицинскими учреждениями для количественного измерения эластичности печени, позволяющим оценить степень фиброза по стадиям в объективных числовых значениях. Техническое обслуживание аппарата FibroScan регламентируется производителем (компанией Echosens) и включает в себя в том числе калибровку ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

Учитывая факты, изложенные в обращении, а также положения договоров об оказании услуг по техническому обслуживанию аппарата FibroScan, Комиссия определила, что продуктовыми границами товарного рынка является услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

При этом Комиссия в решении N 165 указывает, что в соответствии с пунктами 11 - 22 Методики оценки состояния конкуренции при установлении продуктовых границ товарного рынка услуги по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan взаимозаменяемых товаров не выявлено.

Наряду с решением N 165 Коллегия Суда изучила содержание Аналитического отчета Комиссии "О результатах оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке аппарата "FibroScan" (различных его модификаций), в том числе его обслуживания и его поставки" (калибровка ультразвуковых датчиков для аппарата неинвазивного определения степени фиброза печени "FibroScan") (далее - Аналитический отчет), подготовленного в рамках расследования. С учетом содержания решения N 165, где упоминается Аналитический отчет, положений подпункта к) пункта 3 и пункта 61 Методики оценки состояния конкуренции, а также положений пункта 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 года N 99, Коллегия Суда обращает внимание, что исследование продуктовых границ рынка и иных параметров, характеризующих состояние конкуренции, - это предмет Аналитического отчета.

Коллегия Суда не соглашается с доводом истцов о том, что из решения N 165 не ясно, к какому товарному рынку относится нарушение общих правил конкуренции. Текст решения прямо указывает, что продуктовыми границами рынка определена услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan. Это указание присутствует и в пункте 1 Аналитического отчета. Так, Комиссия указывает, что исследование ограничено оценкой состояния конкуренции на трансграничном рынке калибровки ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

Комиссия при оценке состояния конкуренции с учетом фактов, изложенных в материалах Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в том числе в обращении ТОО "Scuderia", правильно определила продуктовые границы товарного рынка как услугу по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

В частности, руководствуясь Методикой оценки состояния конкуренции, Комиссия основывает этот вывод на информации об отсутствии взаимозаменяемых товаров (услуг) по отношению к услуге по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan. Процедура определения продуктовых границ рассматриваемого товарного рынка детально раскрыта в пункте 3 Аналитического отчета.

Коллегия Суда акцентирует внимание на том, что в основе определения продуктовых границ товарного рынка лежит критерий выбора покупателя.

Выбор покупателя (потребителя) данной услуги обусловлен необходимостью проведения обязательной периодической калибровки ультразвуковых датчиков аппарата FibroScan. Такая необходимость установлена руководствами по эксплуатации, из которых следует, что данная услуга может быть оказана только субъектом, у которого имеется в наличии стационарное оборудование - калибровочная скамья.

Соответственно, рынок оказания услуги калибровки ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan характеризуется необходимостью наличия внешнего калибратора ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan - Probe Calibration Bench (калибровочная скамья). На территории ЕАЭС установлено наличие трех таких калибраторов, которые находятся в г. Москве (ООО "Медицинская компания"), в г. Екатеринбурге (ЗАО "Дельрус") и в г. Нур-Султане (ТОО "Дельрус РК").

Предварительное определение товара (услуги) обоснованно сделано на основании анализа договоров оказания услуги калибровки ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan, как того требует пункт 15 Методики оценки состояния конкуренции.

Комиссией установлено, что такая услуга может быть приобретена как непосредственным пользователем аппарата, так и иными лицами. Данная услуга не может быть заменена иной услугой.

Комиссия обоснованно пришла к выводу, что калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan является отдельным видом услуг.

При этом калибровку ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan необходимо разграничивать с комплексным обслуживанием медицинского аппарата. Они имеют различные объем, порядок реализации и договорное оформление.

Калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan является самостоятельной технической процедурой. В процессе калибровки ультразвуковой датчик проверяется, а также проводятся другие обязательные технические регламентные работы, связанные только с датчиком.

Из памятки по регламентному техническому обслуживанию (калибровке) ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan, размещенной на сайте http://elastometria.ru, администратором доменного имени которого является ЗАО "Дельрус", видно, что калибровка датчика (регламентное техническое обслуживание) аппарата FibroScan является обязательной регламентной процедурой с использованием специального оборудования и обязательным тестированием. В зависимости от поколения программного обеспечения датчики следует калибровать 1 раз в год либо в 6 месяцев.

На этом же сайте ЗАО "Дельрус" указаны адреса центров калибровки:

1. Технический Центр ЗАО "Дельрус", г. Екатеринбург;

2. Сервисная служба, ООО "Медицинская компания", г. Москва;

3. Сервисная служба, ТОО "Дельрус РК", г. Астана.

Из материалов дела видно и подтверждается сторонами, что калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan производится на специальном оборудовании - стационарно установленной калибровочной скамье, которой располагают на территории России и Казахстана только ЗАО "Дельрус", ООО "Медицинская компания" и ТОО "Дельрус РК". При этом ООО "Медицинская компания" и ТОО "Дельрус РК" калибровочную скамью арендуют у ЗАО "Дельрус".

Услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan оказывается хозяйствующими субъектами по самостоятельным договорам и расценкам, установленным отдельно от технического обслуживания медицинского аппарата.

Так, например, ЗАО "Дельрус" в течение 2016 года - I квартала 2018 года заключило более 100 договоров о калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

По информации ТОО "Дельрус РК", стоимость услуги калибровки составляет 1 300 000 казахстанских тенге, а комплексного технического обслуживания аппарата FibroScan - 2 744 000 казахстанских тенге. Соответствующая калькуляция утверждена генеральным директором ТОО "Дельрус РК" Бурдиным В.В. и показывает существенные различия в стоимости различных услуг.

Из анализа представленной информации по оказанным истцами услугам по техническому обслуживанию как аппарата FibroScan, так и ультразвуковых датчиков к нему, следует, что в период, исследованный Комиссией:

ЗАО "Дельрус" ни разу не оказало услугу по комплексному обслуживанию аппарата FibroScan;

исходя из имеющихся в материалах дела 13 договоров ТОО "Дельрус РК" на оказание услуг, 7 предусматривали калибровку ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan, а 6 - услугу по широкому техническому обслуживанию аппарата FibroScan.

Таким образом, услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan представляет собой отдельную услугу и самостоятельный товарный рынок.

Выбор услуги покупателем (получателем) проанализирован Комиссией в том числе и с учетом цен. Коллегия Суда убедилась, что в пункте 3.2.5 Аналитического отчета приведен анализ цен одной и той же услуги - калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan, что не подтверждает довод истцов о том, что сравнение цен производилось Комиссией в отношении различных услуг. При этом проведенный Комиссией анализ показывает существенную разницу в цене данной услуги у ЗАО "Дельрус" и ТОО "Дельрус РК". Ссылка истцов на заключение Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 6 декабря 2018 года, в котором указывается, что цена ТОО "Дельрус РК" не является монопольно высокой, не имеет правового значения, так как при оценке продуктовых границ товарного рынка цена исследуется как фактическое обстоятельство.

Коллегия Суда считает, что Комиссией соблюдены все этапы процедуры определения продуктовых границ товарного рынка, включающей в себя предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, выявление взаимозаменяемых товаров. На основании комплексного анализа всех материалов, по мнению Коллегии Суда, Комиссией сделан обоснованный вывод, что в силу свойств и характеристик услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan не имеет заменителя, взаимозаменяемые услуги отсутствуют, а продуктовые границы товарного рынка обозначены в решении N 165 правильно как услуга по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan.

6.2.2. При определении временного интервала исследования товарного рынка Комиссия основывалась на положениях раздела II Методики оценки состояния конкуренции. Согласно пункту 6 Методики временной интервал определяется в зависимости от цели оценки состояния конкуренции, длительности периода предполагаемого нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, особенностей товарного рынка и доступности необходимой информации (в том числе данных бухгалтерского учета); временной интервал исследования товарного рынка составляет не менее 1 года или соответствует сроку существования товарного рынка (если срок существования данного товарного рынка составляет менее 1 года).

Помимо определения минимальных границ временного интервала исследования товарного рынка Методика оценки состояния конкуренции не устанавливает императивных требований к такому интервалу.

Согласно пункту 2 Аналитического отчета, учитывая длительность периода нарушения общих правил конкуренции и доступность необходимой информации, временной интервал исследования товарного рынка был определен Комиссией как период 2016 год - I квартал 2018 года.

Коллегия Суда приходит к выводу, что определение Комиссией временного интервала исследования товарного рынка соответствовало разделу II Методики оценки состояния конкуренции.

При этом Коллегия Суда полагает, что временной интервал исследования товарного рынка может быть больше периода предполагаемого нарушения.

В решении N 165, учитывая факты, изложенные в обращении, а также положения договоров об оказании услуг по техническому обслуживанию аппарата FibroScan, в том числе услуг по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan, периодом предполагаемого нарушения общих правил конкуренции установлен временной интервал 2017 год - I квартал 2018 года, то есть период в 1 год и три месяца. Данный период охватывается временным интервалом исследования товарного рынка.

6.2.3. В решении N 165 указывается, что географические границы товарного рынка услуги по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan определены границами Республики Казахстан и Российской Федерации.

Порядок определения географических границ товарного рынка установлен разделом IV Методики оценки состояния конкуренции. Пунктом 23 Методики установлено, что в пределах географических границ товарного рынка покупатель приобретает товар либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения товара, либо считает целесообразным приобрести товар, но при этом не имеет такой возможности, либо считает нецелесообразным приобрести его вне географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 24 Методики оценки состояния конкуренции процедура определения географических границ товарного рынка включает в себя:

предварительное определение географических границ товарного рынка;

выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем вне географических границ товарного рынка;

определение территорий, входящих в географические границы товарного рынка.

Согласно пункту 25 Методики предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

о территории, на которой выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

о ценообразовании на товарном рынке или о различиях в уровнях цен на товар на территориях государств-членов;

о географической структуре поставок товаров.

Таким образом, Методика оценки состояния конкуренции предполагает, что территория, на которой выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции, является отправной точкой для начала анализа, результатом которого будет определение географических границ товарного рынка. Коллегия Суда полагает, что территории, на которых выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции, имеют определяющее значение в установлении географических границ товарного рынка.

В рассматриваемом случае Комиссия при предварительной оценке географических границ товарного рынка руководствовалась информацией, изложенной в обращении уполномоченного органа государства-члена. В действительности обращение указывало на предполагаемое нарушение, которое охватывало территории двух государств-членов.

В том, что касается иных факторов, анализ которых проводится с целью предварительного определения границ товарного рынка (ценообразования на указанном рынке, различий в уровнях цен на товар, географической структуры поставок товаров), Коллегия Суда отмечает, что при наличии антиконкурентных действий участников рынка - например, при разделе рынка по территориальному принципу - объективные рыночные показатели, такие как цена и географическая структура поставок, могут быть искажены в силу таких действий участников рынка. Действительно, соглашение между участниками рынка о его разделе может привести к установлению такими участниками в пределах согласованных территорий деятельности различных уровней цен, а также предотвращению движения товара между согласованными территориями.

Таким образом, Коллегия Суда приходит к выводу о том, что Комиссией правильно применены нормы Методики оценки состояния конкуренции при предварительном определении географических границ товарного рынка.

Пунктом 27 Методики установлено, что при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем, учитываются:

требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

организационно-транспортные схемы приобретения товара;

возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара (покупателя товара);

расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

региональные особенности спроса на товар (включая потребительские предпочтения);

условия, правила и обычаи делового оборота.

Указанные факторы были учтены Комиссией при определении географических границ товарного рынка.

Так, на основании материалов дела Коллегия Суда установила, что калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan является технической процедурой, осуществляемой в целях обеспечения рабочих характеристик датчиков в связи с наличием в них механических деталей, которые со временем могут смещаться.

Как следует из материалов дела, для доставки датчика к месту его калибровки имеются отдельные инструкции и рекомендации производителя, отражающие особенности его упаковки и транспортировки. При калибровке не требуется обязательного выезда специалиста к месту нахождения аппарата FibroScan. Датчик, как правило, отсоединяется и доставляется в место, где он калибруется. Таким образом, место обслуживания аппарата FibroScan может не совпадать с местом калибровки его датчика.

Комиссия обоснованно отметила в пункте 4.2 Аналитического отчета, что для получения услуги калибровки ультразвукового датчика к аппарату FibroScan датчик необходимо доставить потенциальному исполнителю услуги (ЗАО "Дельрус", ООО "Медицинская компания", ТОО "Дельрус РК"). Указанный датчик может быть доставлен любым видом транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный) с привлечением любой транспортно-экспедиционной (курьерской) компании. Выбор транспорта зависит от предпочтения отправителя, стоимости доставки и обеспечения ее безопасности. При этом ТОО "Дельрус РК" для доставки датчика рекомендует обращаться к услугам компании, с которой у товарищества имеется договор.

Коллегия Суда обращает внимание на определение понятия "торговля услугами", закрепленное в Протоколе о торговле услугами.

Подпункт 22 пункта 6 Протокола о торговле услугами гласит:

торговля услугами - поставка услуг, включающая в себя производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг и осуществляемая следующими способами:

с территории одного государства-члена на территорию любого другого государства-члена (первый способ);

на территории одного государства-члена лицом этого государства-члена получателю услуг другого государства-члена (второй способ);

поставщиком услуг одного государства-члена путем учреждения на территории другого государства-члена (третий способ);

поставщиком услуг одного государства-члена путем присутствия физических лиц этого государства-члена на территории другого государства-члена (четвертый способ).

Исходя из изложенного нормативного понятия, оказание услуги по калибровке датчиков на территории Российской Федерации резидентом Российской Федерации получателю (потребителю) услуги из Республики Казахстан следует рассматривать как услугу, поставляемую по второму способу: на территории одного государства-члена лицом этого государства-члена получателю услуг другого государства-члена.

Вместе с тем на основании подпункта 19 пункта 2 Протокола, пункта 23 Методики оценки состояния конкуренции при определении географических границ товарного рынка следует учитывать экономическую, техническую или иную возможность либо целесообразность для покупателя из Республики Казахстан приобрести услугу по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan на территории Российской Федерации.

Как указывалось выше, в случае антиконкурентных действий по разделу товарного рынка по территориальному принципу фактические поставки товара могут отсутствовать в силу таких действий участников рынка.

С учетом установленной Комиссией значительной разницы в цене услуги калибровки ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan у ЗАО "Дельрус" и ТОО "Дельрус РК" для субъектов Республики Казахстан наиболее целесообразным может являться получение такой услуги у ЗАО "Дельрус", в том числе с учетом расходов по доставке датчика к месту его калибровки (обслуживания).

Как видно из обстоятельств дела, хозяйствующий субъект из Казахстана (ТОО "Scuderia") считал возможным и целесообразным получить услугу по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan на территории Российской Федерации, учитывая существенную разницу в цене услуги в двух государствах-членах, а также относительно небольшую удаленность Екатеринбурга от Казахстана.

Наличие возможности оказать услугу по калибровке датчика по второму способу поставки (на территории одного государства-члена лицом этого государства-члена получателю услуг другого государства-члена) не оспаривается сторонами. В этом смысле довод истцов о том, что Комиссия, принимая решение N 165, не учла, что ЗАО "Дельрус" зарегистрировано и осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, подчиняясь ее законодательству, согласно которому деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники подлежит лицензированию, не имеет значения. Учет этого обстоятельства не влияет на возможность поставки услуг в рамках определенных географических границ любым из возможных способов.

Относительно представленного ЗАО "Дельрус" Аналитического отчета по вопросам определения географических границ товарного рынка, который подготовила соответствующая автономная некоммерческая организация в рамках договорных отношений с истцом, Коллегия Суда приходит к выводу, что его содержание является необъективным и не соответствующим действительности. Так, например, в данном отчете не учитывается способ поставки услуги на территории одного государства-члена лицом этого государства-члена получателю услуг другого государства-члена; определение географических границ осуществлено в рамках различных продуктовых границ (калибровка ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan и техническое обслуживание аппаратов, пункт 3), ошибочно определена стоимость услуг (пункт 3.1.1), выборочно и неполно проанализированы договоры об оказании услуг (пункты 3.2.2, 3.2.8) и, как следствие, сделаны неверные выводы.

Таким образом, Коллегия Суда приходит к выводу, что при установлении географических границ товарного рынка услуги по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan Комиссией соблюдены процедурные требования, правильно применены нормы Методики оценки состояния конкуренции. Вывод Комиссии о том, что географические границы рынка определены границами Республики Казахстан и Российской Федерации, является обоснованным.

6.2.4. Как установлено Коллегией Суда, вопрос о трансграничном характере рынка не может рассматриваться в отрыве от исследования фактических обстоятельств дела, без исследования его географических границ и иных определяющих такой рынок параметров в соответствии с Критериями отнесения рынка к трансграничному.

Пунктом 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному для целей применения общих правил конкуренции, установленных в статье 76 Договора, установлено, что рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.

Пункт 4 Критериев гласит, что пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных в пунктах 3 - 5 статьи 76 Договора, осуществляется Комиссией, если выполняется следующее условие:

по крайней мере, два хозяйствующих субъекта, чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территориях разных государств-членов.

Условия пунктов 2 и 4 Критериев отнесения рынка к трансграничному являются кумулятивными. Для установления трансграничного характера рынка они должны выполняться в совокупности.

В соответствии с решением N 165 географические границы товарного рынка услуги по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan определены границами Республики Казахстан и Российской Федерации. Рынок является трансграничным, поскольку включает территории двух государств-членов.

Как следует из материалов дела, хозяйствующие субъекты, признанные Комиссией виновными в нарушении запрета, предусмотренного пунктом 3 статьи 76 Договора, зарегистрированы на территориях Республики Казахстан и Российской Федерации.

Следовательно, условия пунктов 2 и 4 Критериев отнесения рынка к трансграничному соблюдаются.

На основании требований пунктов 2 и 4 Критериев отнесения рынка к трансграничному, а также обстоятельств, изложенных в пункте 6.2.3 настоящего решения, Коллегия Суда приходит к выводу, что при установлении трансграничного характера исследуемого рынка Комиссией правильно применены нормы Критериев, обоснованно сделан вывод о том, что рынок услуг по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan относится к трансграничному.

С данными выводами согласуется информация Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики о том, что для фактической калибровки датчиков к аппаратам FibroScan "необходимо отправляться в ближайшие города (г. Астана (РК), г. Екатеринбург (РФ) или г. Москва (РФ)), где имеются калибровочные аппараты".

6.2.5. Состав хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), осуществляющих деятельность на товарном рынке, определен исходя из договоров аренды и субаренды внешних калибраторов ультразвуковых датчиков к аппарату FibroScan с участием компании BRAVO Pacific Limited, ЗАО "Дельрус", ООО "Медицинская компания" и ТОО "Дельрус РК".

6.2.6. Исследовав порядок рассмотрения Комиссией материалов, поступивших от Министерства национальной экономики Республики Казахстан, процедуру проведения расследования, возбуждения и рассмотрения дела N 22-2018/Д-01, принятия оспариваемого решения, Коллегия Суда установила, что Комиссией соблюдены процедурные требования, установленные в праве Союза.