3.3. ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА

"Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов" (разработаны Банком России)

3.3. ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА

В эпоху цифровой трансформации финансового рынка одним из ключевых направлений деятельности Банка России будет обеспечение поступательного роста доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса. При широком использовании онлайн-каналов обслуживания, не предполагающих непосредственной коммуникации человека с человеком, должно повышаться качество предоставления финансовых услуг и сохраняться в определенных случаях возможность очного или дистанционного общения с сотрудниками финансовых организаций. Удобство и скорость дистанционных форматов взаимодействия на финансовом рынке должны сопровождаться надежной защитой персональных данных, обеспечением кибербезопасности, соблюдением прав потребителя, в том числе на информацию. Развитие экосистем и финансовых платформ, расширение возможностей применения адресного подхода к потребителю и персонализации предложения финансовых продуктов и услуг не должны ограничивать право граждан на свободный информированный выбор, а также на безбарьерное переключение между провайдерами финансовых услуг. При комплексном обслуживании клиентов необходимо дать потребителю ясность в отношении тарифов на отдельные финансовые сервисы, чтобы обеспечить сравнимость предложений от разных провайдеров, а также в целях исключения миспрайсинга, то есть продажи услуг и продуктов по заведомо завышенной стоимости, скрытой от приобретателя, в том числе через введение его в заблуждение относительно характеристик продукта или услуги.

Важно также учитывать, что вопросы повышения финансовой доступности могут иметь свою специфику в различных регионах России, принимать во внимание ее географические и территориальные особенности, глубину проникновения мобильных устройств и дистанционных сервисов, ментальную готовность населения к работе в цифровой среде и другие факторы.

Кроме традиционного фокуса на финансовую доступность для граждан, Банк России продолжит уделять значимое внимание доступности финансовых сервисов для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Несмотря на позитивную динамику по данному направлению, остается определенный потенциал повышения ценовой доступности в сфере безналичных расчетов, а также ассортиментной доступности в области привлечения долевого и долгового финансирования для указанных участников рынка.

В этих условиях Банк России выделяет следующие ключевые задачи по направлению повышения доступности финансовых услуг:

1. Повышение физической и ассортиментной доступности финансовых услуг через развитие онлайн-каналов обслуживания для населения и бизнеса при снижении рисков цифрового неравенства и усилении кибербезопасности.

2. Расширение возможностей привлечения долгового и долевого финансирования для бизнеса.

В целях создания благоприятных условий для роста финансовой доступности Банк России завершает разработку соответствующего плана действий - Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов <15>. В документе, кроме обозначенных выше задач, будет уделено внимание вопросам, имеющим высокую социальную значимость. К ним относятся обеспечение доступа к финансовым услугам для жителей отдаленных и малонаселенных территорий; создание безбарьерной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан; повышение доступности финансовых услуг для граждан с невысоким уровнем дохода; доступность различных финансовых инструментов для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, снижение стоимости безналичных расчетов между гражданами и бизнесом посредством использования СБП.

--------------------------------

<15> Проект приоритетных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022 - 2024 годов размещен на официальном сайте Банка России 29.09.2021.