8 Методы контроля

"ГОСТ 5762-2002. Межгосударственный стандарт. Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.12.2002 N 527-ст) (ред. от 27.10.2021)

8 Методы контроля

8.1 Испытательное оборудование, в том числе установленные на нем контрольно-измерительные приборы, должны обеспечивать условия испытаний, регламентированные настоящим стандартом, стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

Испытательное оборудование не должно оказывать на задвижки механического воздействия, не предусмотренного в ЭД на задвижки.

8.2 Требования, предъявляемые к условиям, обеспечению и проведению испытаний, требования к испытательным стендам и средам, средствам измерений, а также критерии положительной оценки результатов испытаний - по ГОСТ 33257.

8.3 В качестве испытательной среды, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, применяют воду, сжатый воздух, керосин по НД, действующей на предприятии-изготовителе.

Качество испытательных сред должно исключать коррозионное воздействие на задвижки и испытательные устройства, вредное воздействие на персонал.

Качество сжатого воздуха должно быть не хуже регламентированного ГОСТ 17433 для класса 9 (кроме испытаний на герметичность затвора) и в соответствии с ГОСТ 9544 (при испытании на герметичность затвора).

Качество керосина указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки. Допускается многократное использование в качестве испытательной среды питьевой воды по ГОСТ 2874 <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действуют МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий".

Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, пробное вещество (воздух, воду или керосин) выбирает изготовитель.

8.4 Задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, располагают так, чтобы при заполнении задвижки водой (керосином) обеспечивалось максимальное вытеснение воздуха из ее полостей. Объем невытесненного из полостей воздуха не должен при пробном давлении Pпр превышать 0,010 м3, а произведение объема вытесненного воздуха в кубических метрах на пробное давление Pпр в мегапаскалях - 0,008 МПа·м3. В противном случае значение невытесненного объема воздуха обеспечивают испытательным устройством.

8.5 Визуальный и измерительный контроль

8.5.1 При визуальном контроле проверяют соответствие задвижки сборочному чертежу, комплектность, полноту и правильность маркировки, наличие заглушек или других защитных средств, обеспечивающих защиту патрубков от проникания загрязнений в полости арматуры, а также отсутствие повреждений на наружных и уплотнительных поверхностях.

8.5.2 При измерительном контроле проверяют габаритные и присоединительные размеры, массу задвижек. Контроль размеров проводят с помощью универсального измерительного инструмента.

8.5.3 Массу задвижек подтверждают при испытании первой партии задвижек одного типоразмера, изготовленной в текущем году, а также при проведении периодических испытаний. В случае внесения изменений в КД, влияющих на массу изделия, проводят контроль массы при типовых испытаниях.

Массу задвижек контролируют на весах для статического взвешивания по ГОСТ 29329 <**>.

--------------------------------

<**> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".

8.5.4 Масса не должна превышать значений, указанных в КД на конкретную задвижку. Отклонение фактической массы конкретной задвижки не должно быть больше 5% от массы, указанной в КД.

8.6 Испытания на прочность и плотность материала деталей и сварных швов, работающих под давлением среды (5.1.4.6)

8.6.1 Испытаниям подвергают собранную задвижку.

8.6.2 Испытания проводят водой, подавая ее в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.

8.6.3 Задвижку выдерживают при пробном давлении Pпр, указанном в КД на конкретную задвижку (испытание на прочность), в течение времени, указанного в ГОСТ 33257. После выдержки давление снижают до номинального (рабочего) (испытание на плотность) и проводят визуальный контроль в течение времени, необходимого для осмотра, но не менее 1 мин.

Допускается не снижать давление до номинального (рабочего), а осматривать задвижку при пробном давлении при условии соблюдения правил техники безопасности.

8.6.4 Задвижки, предназначенные для газообразных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред (характеристики - по НД на среды), дополнительно подвергают испытаниям воздухом на плотность материала деталей и сварных швов. Давление и время выдержки для испытания на плотность - по 8.6.3. Группа методов испытаний - газовые, метод - пузырьковый, способ реализации - компрессионный или обмыливанием в соответствии с ГОСТ 24054.

8.6.5 Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить керосином в соответствии с 8.6.1 - 8.6.3, при этом дополнительные испытания на плотность материала и сварных швов воздухом (8.6.4) допускается не проводить.

8.6.6 По усмотрению предприятия - изготовителя, испытаниям собранной задвижки могут предшествовать испытания деталей (сборочных единиц), в чертежах которых указано пробное давление (Pпр). Требования к испытаниям должны соответствовать требованиям к испытаниям собранной задвижки, направление подачи среды и элементы, которые должны быть заглушены, - по усмотрению предприятия - изготовителя.

8.6.7 Испытания корпусных деталей, имеющих рубашки для обогрева (охлаждения), проводят до сборки задвижки, причем испытания должны обеспечить контроль тех элементов, контроль которых при испытании собранной задвижки невозможен.

8.6.8 Пробное давление при испытаниях пневмо- и гидроприводов, предусмотренных спецификацией задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, должно быть в полтора раза больше рабочего давления пневмо- и гидроприводов.

8.6.9 Допускается замена воды воздухом при испытаниях по 8.6.1 - 8.6.3, при этом должны соблюдаться требования безопасности по НД, действующей у предприятия-изготовителя. Методы и способы реализации согласно 8.6.4.

8.6.10 Материал деталей и сварных швов считается прочным, если после испытаний при визуальном контроле не обнаружено механических разрушений либо остаточных деформаций.

8.6.11 Материал деталей и сварных швов считается плотным, если при испытании водой или керосином не обнаружено течей и "потений", а при испытании воздухом - пропуска воздуха.

8.7 Испытания на герметичность относительно внешней среды соединений (5.1.4.7, 5.1.4.9)

8.7.1 Задвижки испытывают:

- воздухом - для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред;

- водой - для прочих сред.

Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить вместо воды керосином.

8.7.2 Испытательная среда подают в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.

8.7.3 Давление испытательной среды должно соответствовать номинальному давлению и (или) рабочему давлению, если это предусмотрено в КД на конкретную задвижку.

8.7.4 Герметичность сальникового уплотнения испытывают после трехкратного подъема и опускания запирающего элемента на открытие и закрытие усилием (крутящим моментом), указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку. Перед испытанием сальник затягивают согласно требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

При наличии ручного дублера привода для приводной задвижки совершают по три цикла перемещения запирающего элемента соответственно: от ручного дублера и от привода. При этом подтверждается работоспособность задвижки (5.1.4.11).

Критерием работоспособности является перемещение шпинделя (штока) без рывков и заеданий при постоянном усилии (крутящем моменте).

8.7.5 Время выдержки при установившемся давлении должно быть не менее значений, приведенных в ГОСТ 33257.

8.7.6 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, утечку через сальниковое уплотнение контролируют в зазоре между втулкой (гайкой) сальника и штоком (шпинделем) и между штоком (шпинделем) и коробкой сальника.

8.7.7 Метод контроля - визуальный. Утечки не допускаются.

8.7.8 Методы и способы контроля:

- при испытании водой и керосином - гидростатический метод по ГОСТ 25136, способ реализации - компрессионный по ГОСТ 24054;

- при испытании воздухом - пузырьковый метод по ГОСТ 25136, способы реализации - компрессионный или обмыливанием по ГОСТ 24054.

8.7.9 Если конструкцией задвижки предусмотрено отверстие для организованного отвода протечки через основной (первый со стороны давления) сальник либо отверстие для подачи жидкости в камеру сальника (при гидроуплотнении) и в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, протечку контролируют на выходе указанного отверстия.

Герметичность сальников, следующих за основным (при их наличии), контролируют по требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.7.10 Допускается замена воды на воздух, при этом должны соблюдаться требования безопасности согласно НД, действующим на предприятии-изготовителе. Методы и способы реализации - согласно 8.6.4.

8.8 Испытания на герметичность затвора (5.1.4.10)

8.8.1 Испытательные среды - по 8.7.1.

8.8.2 Методы испытаний на герметичность - по ГОСТ 9544, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное.

8.8.3 Испытания задвижек допускается проводить с технологическим приводом либо без привода. При этом должны выполняться требования 8.8.1.

8.8.4 Методику испытаний задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, разрабатывает предприятие-изготовитель по согласованию с разработчиком.

8.8.5 Состояние уплотнительных поверхностей затвора задвижки перед испытанием проверяют на соответствие требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.8.6 Перед испытанием запирающий элемент поднимают на 25 - 35% полного (условного) хода, полость задвижки заполняют испытательной средой под давлением по 8.7.3, после чего задвижку закрывают усилием (крутящим моментом) для герметизации затвора, указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.8.7 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то при испытании задвижек с односторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество подают под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 во входной патрубок, а герметичность затвора контролируют у выходного патрубка; при испытании задвижек с двусторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 подают поочередно в каждый патрубок, а герметичность затвора контролируют у другого патрубка.

8.8.8 При наличии на корпусах и крышках задвижек дополнительных отверстий последние могут быть использованы для подачи и контроля давления испытательной среды.

8.8.9 Задвижки считают выдержавшими испытания, если утечки испытательной среды в затворе не превышают значений, указанных в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

8.8.10 Время выдержки при контроле герметичности затвора задвижки - по ГОСТ 33257.

8.9 - 8.9.3 Исключены с 01.03.2022. - Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2021 N 1357-ст.

8.10 Предприятие-изготовитель, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, имеет право:

- совмещать испытания, перечисленные в настоящем разделе;

- изменять методику испытаний согласно действующим НД и ТД;

- устанавливать задвижку на испытательном стенде по своему усмотрению.