I. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы

Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 N 445 (ред. от 09.04.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

I. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы

Вопросы укрепления финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов остаются приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.

Система межбюджетных отношений в Российской Федерации функционирует в условиях значительной межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития, а значит и налоговой базы, которая неравномерно распределена по регионам. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню налоговой базы велика. Так, по налогу на доходы физических лиц на 10 регионов приходится 56 процентов поступлений, 60 процентов налога на прибыль организаций поступает в бюджеты 10 регионов. В связи с этим часть поступающих в федеральный бюджет средств распределяется между регионами в виде межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание несбалансированности распределения налогов.

Основным инструментом финансового выравнивания субъектов Российской Федерации является предоставление из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, позволяющее сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными регионами. В целях сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности осуществляется:

централизация с 2017 года в федеральном бюджете 1 процентного пункта налога на прибыль организаций с последующим предоставлением бюджетам субъектов Российской Федерации нецелевой финансовой поддержки (объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 203,7 млрд. рублей, или на 40 процентов);

учет с 2017 года расчетных расходных обязательств ("модельных" бюджетов) при распределении 30 процентов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для учета дифференциации расходов на предоставление бюджетных услуг в зависимости от объективных условий (климатических, географических, транспортных, экономических и др.);

включение в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации механизмов стимулирования регионов к экономическому росту и увеличению поступления налогов, в том числе неснижение дотации региону по сравнению с уже утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете объемами на соответствующий год, использование в расчете данных о налоговых поступлениях за 3 предыдущие периода, что позволяет плавно снижать дотацию при существенном увеличении налогового потенциала, а также учет налоговых льгот, признанных эффективными в установленном порядке.

В целях дальнейшего сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности:

с 2022 года уменьшен критерий выравнивания, при котором предоставляется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, с 1 до 0,9 для направления высвобождающихся объемов дотации на увеличение поддержки наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации и частичного сокращения отклонения бюджетной обеспеченности между менее и более обеспеченными субъектами Российской Федерации;

планируется совершенствование методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе в целях повышения точности прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации.

Предоставление целевой поддержки увязано с достижением конкретных и измеримых результатов и является дополнительной финансовой поддержкой на осуществление собственных полномочий регионов и муниципальных образований, а также позволяет создать необходимые стимулы для социально-экономического развития территорий. Увеличение доли целевых межбюджетных трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 55 процентов в 2017 году до 67 процентов в 2021 году) обусловлено предоставлением поддержки из федерального бюджета на реализацию национальных проектов (в 2021 году на реализацию национальных проектов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрено 684 млрд. рублей, их доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 22 процента). В целях повышения эффективности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов законодательно закреплено:

с 2021 года обязательное принятие "отраслевых" правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, их распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации, а также заключения соглашений об их предоставлении до начала текущего финансового года;

предоставление целевых межбюджетных трансфертов по единым стандартизованным правилам, содержащим требования к методикам распределения межбюджетных трансфертов, результатам их предоставления, положениям соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, мерам ответственности за неисполнение установленных соглашениями обязательств;

утверждение на очередной финансовый год и плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. При этом ранее утвержденные предельные уровни не подлежат изменению, что позволяет повысить прозрачность и предсказуемость планирования расходов регионами и не дестимулировать регионы при росте налогового потенциала и повышении уровня расчетной бюджетной обеспеченности;

установление на весь срок реализации национальных проектов более высоких предельных уровней софинансирования из федерального бюджета (до 99 процентов) расходных обязательств, возникших при реализации национальных проектов.

В целях дальнейшего совершенствования механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов планируется:

перевести иные межбюджетные трансферты в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки;

продолжить работу по сокращению сроков доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными направлениями повышения самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются экономическое развитие регионов и увеличение собственного налогового потенциала. В настоящее время реализуются механизмы стимулирования регионов к развитию инфраструктуры и наращиванию экономического потенциала своих территорий посредством:

предоставления дотаций (грантов) за достижение показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития;

осуществления компенсации из федерального бюджета снижения поступления доходов субъектов Российской Федерации при применении инвестиционного налогового вычета;

проведения реструктуризации бюджетных кредитов с направлением регионами высвобождающихся средств на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также с возможностью списания кредитов за счет увеличения поступлений доходов от таких проектов в федеральный бюджет.

Для поддержания бюджетной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирования инфраструктурного развития планируется:

проведение реструктуризации предоставленных в декабре 2020 г. для покрытия расходов на реализацию задач социального и экономического значения регионов бюджетных кредитов с возможностью списания задолженности по ним при направлении средств на реализацию новых инвестиционных проектов;

предоставление в течение 2021 - 2023 годов "инфраструктурных" бюджетных кредитов;

предоставление бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям.

В целях повышения самостоятельности и финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов также проводится следующая работа:

уточнение разграничения полномочий между уровнями публичной власти;

исключение (минимизация) установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), предопределяющих объемы расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

совершенствование механизмов и условий передачи (делегирования) полномочий публично-правовых образований и организация эффективного контроля за их осуществлением;

обеспечение надлежащих институциональных условий осуществления органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.