"Комплексная программа внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии" (Утверждена в г. Сочи 19.10.2001 на 30-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) (с изм. от 16.11.2004 - 17.11.2004)

Скачать документ целиком в формате PDF

Утверждена

на тридцатом заседании Совета

по железнодорожному транспорту

19 октября 2001 года

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ

СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ

(с изменениями, утвержденными на тридцать девятом

заседании Совета по железнодорожному транспорту

16 - 17 ноября 2004 года)

1. Обоснование, цель разработки и внедрения системы

Рост объемов перевозок и ожидаемый дефицит подвижного состава предопределяют необходимость дальнейшего повышения эффективности управления перевозочным процессом на основе достоверной оперативной информации о дислокации и состоянии вагонов, локомотивов и поездном положении на железнодорожных участках и станциях.

В настоящее время получение этой информации в оперативном режиме затруднено из-за отставания передачи данных в обрабатывающие центры и недостаточной достоверности исходных данных.

Важным средством повышения уровня достоверности и оперативности информационной базы автоматизированных управляющих систем является применение системы автоматической идентификации подвижного состава (САИПС). Поэтому решением двадцать седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту предусмотрено применение системы автоматической идентификации подвижного состава и на всей сети железных дорог государств Содружества, Латвии, Литвы и Эстонии на базе технических средств "Пальма".

Комплексная программа внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава разработана во исполнение решения двадцать девятого заседания Совета на основе утвержденных Основных принципов. Программа предусматривает проведение как научных исследований по разработке технологии сбора, обработки и передачи информации в масштабе реального времени, так и совершенствование системы управления перевозным процессом во всех подразделениях железнодорожного транспорта, а также разработку мероприятий по внедрению системы в целом.

Система САИПС должна стать основой для дальнейшего совершенствования существующих информационных технологий, обеспечивающих организацию перевозочного процесса, и в первую очередь системы слежения за дислокацией и работой подвижного состава, которая в настоящее время базируется на ручной подготовке данных в АСОУП, что не обеспечивает необходимую достоверность информации и допускает отставание фиксации происходящих процессов.

Целью создания САИПС является обеспечение достоверной информацией в реальном режиме времени всех автоматизированных систем и на этой основе создание условий для автоматизированной выработки решений по оптимизации перевозочного процесса на сети железных дорог государств Содружества, Латвии, Литвы и Эстонии.

Реализация программы позволит:

- улучшить использование подвижного состава за счет снижения продолжительности межоперационных элементов и сокращения порожнего пробега;

- увеличить объем перевозок грузов наличным подвижным составом;

- сократить численность специалистов, непосредственно связанных с организацией перевозочного процесса, а также работников, занятых подготовкой и передачей информационных потоков;

- обеспечить рациональную организацию ремонтно-строительных работ по содержанию технических устройств и наращиванию пропускной и провозной способности железных дорог;

- своевременно выполнять операции по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- повысить сохранность перевозимых грузов и подвижного состава;

- иметь достоверную информацию о дислокации вагонов, принадлежащих различным железнодорожным администрациям;

- повысить достоверность и сократить сроки расчетов платежей за пользование грузовыми вагонами чужой принадлежности;

- организовать полное информационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей по перевозкам грузов.

Участниками программы САИПС являются все железнодорожные администрации-участники Соглашения о совместном использовании вагонного и контейнерного парков.

2. Техническое и информационное обеспечение системы

Техническое обеспечение САИПС состоит из:

- носителей информации, устанавливаемых на подвижном составе (КБД);

- считывающей аппаратуры и устройств, устанавливаемых в пунктах считывания;

- серверов сбора информации с соответствующим программным обеспечением;

- линий и каналов связи;

- технически оснащенных пунктов кодирования и обслуживания носителей информации.

КБД содержит информацию о вагоне, в том числе, инвентарный номер вагона. Напольное считывающее устройство (НСУ) считывает информацию с КБД и дополняет ее датой, временем считывания и своим номером. Для передачи этой информации от НСУ на сервер САИПС требуется наличие соответствующего канала связи. На сервере САИПС производится обработка информации, поступающей от НСУ, и формируется сообщение 266 о составе поезда. Сообщение 266 по сети передачи данных передается в информационно-управляющие системы.

Носители информации и средства считывания базируются на технических решениях системы "Пальма". Возможно применение других технических решений как по носителям информации, так и по средствам ее считывания. Однако они должны быть совместимы с техническими средствами системы "Пальма". Протокол обмена информацией между носителем информации и считывающей аппаратурой должен соответствовать стандарту ISO 10374 и требованиям МСЖД.

Оборудование грузовых и пассажирских вагонов своей принадлежности кодовыми бортовыми датчиками осуществляют железнодорожные администрации самостоятельно в согласованных объемах и установленные сроки.

Подвижной состав с нумерацией, начинающейся с цифры "5", оборудуется КБД собственниками по согласованию с железнодорожной администрацией, к которой приписаны вагоны.

Оснащенность вагона датчиками фиксируется в АБД ПВ.

Напольные считывающие устройства (НСУ) устанавливаются железнодорожными администрациями на межгосударственных стыковых пунктах, включая и переходы в "третьи" страны в соответствии со схемой их размещения, утвержденной Советом.

Оборудование НСУ других пунктов устанавливается железнодорожной администрацией.

Порядок и место установки НСУ на межгосударственных стыковых пунктах согласовывается смежными железнодорожными администрациями.

Информация САИПС используется на линейном, государственном и межгосударственном уровнях.

3. Сроки реализации и порядок финансирования

Комплексной программы

Реализация Комплексной программы намечается в период 2002 - 2008 годов в два этапа.

Первый этап (2002 - 2005 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации на межгосударственных стыковых пунктах за счет оборудования их НСУ, а подвижного состава и, участвующего в международных перевозках, средствами КБД.

В 2004 г. создать САИПС на ограниченном полигоне в международном сообщении для отработки технологии использования данных по отдельному плану.

Второй этап (2004 - 2008 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации со всего подвижного состава с последующим использованием полученной информации во всех автоматизированных системах, т.е. внедрение системы в целом.

Выполнение необходимых исследований, в том числе разработка технологии и общесистемного программного обеспечения, типовых проектных решений по монтажу и эксплуатации напольного оборудования, типовых технологий кодирования и установки бортовых датчиков, осуществляется по планам НИОКР, утверждаемым Советом.

Мероприятия по оснащению НСУ, пунктов кодирования, установки КБД и эксплуатации системы финансируются железнодорожными администрациями.

4. Правовое и нормативное обеспечение системы

Разработка и внедрение САИПС должны соответствовать действующему законодательству государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и основываться на решениях Совета, регламентирующих организацию совместного использования грузовых вагонов в международном сообщении.

Железнодорожные администрации государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии имеют равные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау" и программное обеспечение), которые могут быть получены в ходе совместной разработки и эксплуатации САИПС.

Вопросы патентно-лицензионной деятельности и сертификации регулируются решениями Совета по железнодорожному транспорту.

Изменения и дополнения в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса на международном уровне, необходимость которых вызывается внедрением САИПС, подготавливаются соответствующими рабочими группами, рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций и утверждаются Советом по железнодорожному транспорту.

5. Организационное обеспечение

Реализация организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению САИПС возлагается на железнодорожные администрации.

Разработка и корректировка проектных и технических решений по САИПС осуществляется ВНИИЖТ по согласованию с рабочей группой, созданной решением 29 заседания Совета по железнодорожному транспорту.

В состав рабочей группы входят главные конструкторы по внедрению САИПС на каждой железнодорожной администрации. Главные конструкторы назначаются руководством железнодорожной администрации.

Разработанное программное обеспечение функционирования САИПС рассматривается на заседаниях Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.

Подготовленные проектные решения рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций с последующим утверждением на заседаниях Совета по железнодорожному транспорту.

Общая координация работ по разработке и внедрению САИПС на железнодорожных администрациях возлагается на Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту.

6. Мероприятия по реализации Комплексной программы

Для реализации Комплексной программы необходимо выполнение следующих мероприятий.

Наименование

мероприятий

Срок

выполнения

Примечания

1. Проведение научных

исследований по

совершенствованию

организации перевозочного

процесса и его

информационного обеспечения

в связи с внедрением САИПС.

2002 - 2008 гг.

По плану НИОКР, утвержденному

Советом

2. Разработка технического

задания на внедрение САИПС.

2001 г.

ВНИИЖТ, ВНИИАС,

ж.д. администрации

3. Разработка типовых

проектных решений на

установку НСУ.

По плану работ

железнодорожных

администраций

ВНИИЖТ

Должно быть реализовано

ж.д. администрациями

при разработке первого

национального пилот-проекта

внедрения САИПС, можно

выполнить такую разработку

каждой страной самостоятельно

4. Разработка техно-рабочего

проекта обработки, передачи

и использования информации,

получаемой от САИПС.

2005 г.

ВНИИЖТ, ВНИИАС

Разработать техно-рабочий

проект обработки, передачи

и использования информации,

получаемой от САИПС,

в существующие информационные

системы: АСОУП, АСУСС, АСУГС и

другие, имеющиеся на железных

дорогах государств-участников

СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии

5. Разработка техно-рабочего

проекта для учета,

кодирования и установки

датчиков на вагоны.

2001 - 2002 гг.

ВНИИЖТ, ИВЦ ЖА,

ж.д. администрации

6. Разработка генеральной

схемы на размещение НСУ.

2001 - 2002 гг.

ВНИИЖТ, ВНИИАС,

ж.д. администрации

7. Оснащение пунктов

кодирования и установки

бортовых датчиков.

2003 - 2005 гг.

Ж.д. администрации

8. Оснащение НСУ

межгосударственных стыковых

пунктов, включая и переходы

в "третьи" страны.

2006 г.

Ж.д. администрации

9. Оборудование КБД грузовых

вагонов и локомотивов,

используемых в международных

перевозках.

2006 г.

Ж.д. администрации

10. Доработка нормативной и

правовой базы для внедрения

и использования системы.

2005 - 2006 гг.

ВНИИЖТ,

ж.д. администрации

11. Внедрение системы в

объеме работ первого этапа.

2006 г.

Ж.д. администрации

12.Оборудование НСУ

выделенных железнодорожными

администрациями пунктов.

2006 г.

Ж.д. администрации

13. Оснащение датчиками

всего подвижного состава.

2006 г.

Ж.д. администрации

14. Внедрение системы в

объеме второго этапа.

2008 г.

Ж.д. администрации

Замечание. ЛДЗ, ЛГ и ЭВР по п.п. 12, 13, 14: сроки целесообразно установить железнодорожными администрациями самостоятельно.