О ПРОВЕДЕННОЙ В 2008 ГОДУ РАБОТЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ
СНГ О КОНЦЕПЦИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств-участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия тарифной политики один раз в год проводится Тарифная конференция.
Ставки Тарифной политики, применяемые железнодорожными администрациями, имеют единую согласованную тарифную базу и уровень ставок является максимальным. Вместе с тем каждая администрация имеет возможность снижения и увеличения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, использование средств республиканских бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развития приграничной инфраструктуры, строительства объектов производственного назначения.
Азербайджанская Республика. Тарифная политика Азербайджанской Государственной железной дороги (АГЖД) по перевозке грузов в международном сообщении разработана в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики по перевозке грузов в международном сообщении, определенными Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте, принятой Советом глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года.
При этом особое внимание уделяется соответствию тарифных решений развитию конкуренции при перевозке транзитных грузов на железнодорожном транспорте, создавая особые условия по перевозке грузов по территории Азербайджана.
Учитывая, что Азербайджан является транзитным государством на стыке Европы и Азии, на Азербайджанской Государственной железной дороге постоянно совершенствуется формирование льготных транзитных тарифов.
Проводимая на АГЖД гибкая тарифная политика служит созданию применяемых условий и увеличению объема транзитных и экспортно-импортных грузов на железной дороге по сравнению с другими видами транспорта и альтернативными транспортными коридорами.
Для привлечения дополнительных транзитных грузов к перевозке по территории Азербайджана АГЖД применяет льготные тарифы на грузы, перевозимые по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА).
Большая часть перевозок дороги осуществляется по этому маршруту. За последние три года на этом участке объем перевозок возрос и в основном за счет перевозок нефти и нефтепродуктов.
За 2008 год грузооборот выполнен в объеме 10021,2 млн. тонно-километров или 96,6% к уровню 2007 года, объем международных перевозок составил 20818,2 тыс. тонн, из них транзитных перевозок - 6221,3 тыс. тонн.
Республика Армения. Тарифная политика ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД) на перевозку грузов в международном сообщении предусматривает дифференциацию тарифов по видам сообщений, отправок и объемов перевозимых грузов.
В целях создания благоприятных условий для перевозок грузов по ЮКЖД разрабатывается возможность согласования сквозных ставок на перевозки грузов с участием железных дорог нескольких государств СНГ. В рамках двухстороннего соглашения с Грузинской ж.д. установлен тариф на перевозку крупнотоннажных контейнеров в составе скорого контейнерного поезда.
Разработаны программы по снижению себестоимости пассажирских и грузовых перевозок, учитывающие особенности развития ЮКЖД. Снижение себестоимости пассажирских и грузовых перевозок производится за счет высвобождения неиспользуемых мощностей, приведения численности работающих в соответствие с объемами перевозок, пересмотра нормативов эксплуатационной работы и технологических процессов, внедрения ресурсосберегающих технологий, структурной перестройки управления отраслью.
В целях сохранения объемов перевозок и поддержки армянских товаропроизводителей совместно с Правительством Республики Армении принимаются меры по продвижению товаров армянского производства на рынки Российской Федерации.
В 2008 году погрузка грузов снизилась на 4,8% по сравнению с 2007 годом и составила 1380,8 тыс. тонн, расширена номенклатура перевозимых грузов, так, в 2008 году перевозились руды железные и марганцевые, металлические конструкции, соль, не предъявляемые к перевозке в 2007 году; на 0,1% снизилась дальность перевозки грузов, которая в 2008 году составила 255,9 км; на 1,1% понизилась статнагрузка, которая в 2008 году составила 55,2 тонн; вместе с тем допущено снижение на 8,5% к уровню 2007 года грузооборота, который в 2008 году составил 705 млн. ткм.
Существующая связь с Грузинской железной дорогой и ее портами, благодаря железнодорожному парому в сообщении Ильичевск - Поти/Батуми, способствует стабильной работе дороги и ее прямой связи с Украиной и другими странами СНГ.
Вступившая в эксплуатацию прямая железнодорожная переправа с Российской Федерацией через порты Поти - Кавказ способствует удовлетворению в перспективе возрастающих объемов перевозок грузов и укреплению связей с основными партнерами по грузовым перевозкам, привлечению дополнительных объемов грузов, перевозимых ранее автомобильным транспортом.
Республика Беларусь. На Белорусской железной дороге проводится комплексная и последовательная работа по увеличению грузоперевозок. В результате наметилась тенденция роста объема грузооборота. Так, за 2008 год грузооборот по дороге по сравнению с прошлым годом увеличен на 2,2%, в том числе по ввозу на 7,5%, по транзиту на 0,3%.
Одним из факторов, способствующих росту объемов перевозок, является тарифная политика, применяемая железной дорогой. Положения Тарифной политики СНГ применяются как при транзитных, так и экспортно-импортных перевозках. При этом к ставкам Тарифной политики установлены коэффициенты, дифференцированные по видам сообщений, родам грузов, видам отправок, дальности перевозок. Особое внимание уделяется совершенствованию тарифов для массовых грузов, таких как минеральные удобрения, уголь, строительные и лесные грузы, черные металлы и другие.
В течение последнего десятилетия на территории Республики Беларусь сформирован ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это, в первую очередь, перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов через порты Балтийского моря. Важное значение имеют перевозки в страны Центральной и Западной Европы и обратно по второму Общеевропейскому транспортному коридору, а также сравнительно незначительные, но достаточно перспективные перевозки по девятому Общеевропейскому транспортному коридору между странами Балтийского и Черного морей.
Белорусская железная дорога, применяя современные перевозочные и информационные технологии, совместно с партнерами обеспечивает ускоренную обработку контейнерных поездов.
В настоящее время в сообщении Восток - Запад - Восток по территории Республики Беларусь курсируют контейнерные поезда "Восточный ветер" (Берлин - Минск - Москва), "Казахстанский вектор" (Брест - Илецк - Арысь), "Монгольский вектор" (Брест - Наушки - Монголия - Китай) и другие.
В целях дальнейшего расширения трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря в рамках 9 трансъевропейского транспортного коридора по маршруту Одесса/Ильичевск - Минск (Колядичи) - Клайпеда с февраля 2003 года курсирует поезд комбинированного транспорта "Викинг".
Начиная с 2008 года перевозки узлов и деталей легковых автомобилей концерна "Фольксваген" в 40-футовых контейнерах из Чехии на завод "Фольксваген" в Калуге Российской Федерации через Брест осуществляется организованными поездами по маршруту Брест - Калуга.
За счет заемных и частично собственных средств Белорусской железной дорогой за 2008 год приобретено 842 единицы подвижного состава: из них 16 плацкартных и 27 купейных пассажирских вагона, 5 пассажирских тепловозов и 793 цистерны.
Тарифная политика Белорусской железной дороги на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа в сообщениях с железными дорогами государств-участников СНГ и стран Балтии, а также в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации формируется на основании принципа паритета уровня тарифов в сообщении с отдельными железнодорожными администрациями.
Государственное регулирование тарифов на внутриреспубликанские перевозки пассажиров направлено на сохранение социального статуса этих перевозок. Перевозки пассажиров пригородными и местными поездами внутри Республики являются убыточными.
Действующий механизм государственного регулирования тарифов на внутриреспубликанские перевозки стимулирует их сокращение, так как увеличение их объема приводит к росту убыточности, а также не формирует условий для повышения их эффективности.
Соответственно принцип перекрестного субсидирования убыточных внутриреспубликанских пассажирских и пригородных перевозок за счет доходов от экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов и международных перевозок пассажиров сохранится и в дальнейшем.
Республиканским бюджетом предусмотрена частичная компенсация потерь доходов дороги от предоставления льготного проезда отдельных категорий граждан.
Белорусской железной дорогой ведется целенаправленная работа по урегулированию взаиморасчетов с железными дорогами государств-участников СНГ.
Грузия. На ООО "Грузинская железная дорога" продолжается работа по дальнейшему совершенствованию тарифной политики, направленной на создание условий для обеспечения роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении.
Ведется работа по дифференциации тарифов по видам сообщения и родам грузов. Для наиболее дешевых строительно-инертных материалов и промсырья установлены понижающие коэффициенты, а для более дорогих (спирта и др.) - повышающие.
На перевозку грузов по коридору ТРАСЕКА: Поти, Батуми, Баку - Туркменбаши - Фарап, а также по направлению Поти, Батуми - Баку - Актау, установлены льготные спецставки. Льготные спецставки установлены и на все транзитные перевозки грузов, следующие через погранпереход Ялама (экс.) АЗ/Самур (экс.) РЖД.
Предоставляются скидки на транзитные перевозки назначением в Армению и из Армении в размере - 24% на нефтепродукты, а на все остальные грузы - 17%.
В целях сохранения старых и привлечения новых транзитных грузопотоков на взаимовыгодных условиях для железной дороги и грузовладельцев (экспедиторов), установлены объемные скидки на нефть и нефтепродукты, глинозем и бокситы и на другие сухогрузы.
Многие вопросы решаются в рамках двухсторонних и многосторонних договоренностей железных дорог-участниц Тарифного соглашения.
Продолжается подготовительная работа по организации перевозок зерна, угля, серы, цветных и черных металлов, ферросплавов, лома черных металлов по маршруту транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА) из Казахстана через порты Грузии - Поти, Батуми и согласования на эти перевозки сквозных спецставок.
Прорабатываются вопросы о проведении согласованной тарифной политики по установлению конкурентоспособных сквозных тарифов на перевозки грузов по железным дорогам Украины, Грузии, Азербайджана с учетом ставок морского фрахта и по развитию и удлинению маршрута поезда комбинированного транспорта "Викинг".
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры товарного и транспортного рынка и роста цен на потребляемую электроэнергию, материалы и оборудование, на Грузинской железной дороге продолжаются работы по снижению себестоимости пассажирских и грузовых перевозок. Ведутся работы по реструктуризации железной дороги.
На перевозки грузов в международном сообщении (транзит, экспорт, импорт) установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость (НДС).
На дороге выделена единая структура пассажирского комплекса отдельным филиалом. Вопрос компенсации пассажирских перевозок не решен.
Вопросы развития пограничной инфраструктуры, приобретения подвижного состава, строительства и реконструкции объектов пассажирского хозяйства за счет бюджетного финансирования рассматриваются.
За 2008 год грузооборот выполнен в объеме 6515,7 млн. тонно-километров или 94,1% к уровню 2007 года.
Республика Казахстан. АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" в соответствии с Тарифным соглашением железнодорожных администраций (железных дорог) государств-участников СНГ от 17 февраля 1993 года и Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ от 18 октября 1996 года осуществляет гибкую тарифную политику, взаимодействие с сопредельными железнодорожными администрациями по привлечению транзитных грузов, в том числе установления специальных тарифных ставок и понижающих коэффициентов к действующим тарифам на транспортировку грузов.
К действующим ставкам Тарифной политики железной дороги Казахстана на перевозки грузов в международном (транзитном сообщении) на 2008 фрахтовый год были установлены следующие понижающие коэффициенты:
с 1 января по 31 декабря 2008 года:
на перевозки алюминия (ГНГ 76011000 - 76012099) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Оазис - Аксарайская-2 из Таджикистана в третьи страны - 0,83;
на перевозки оксида алюминия, отличного от искусственного корунда (глинозема) (ГНГ 28182000) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Аксарайская-2 - Оазис в Таджикистан при условии осуществления перевозок по итогам 2008 года в объеме не менее 120 тыс. тонн всеми транспортно-экспедиторскими компаниями - 0,68. При этом перерасчет тарифных ставок по указанным перевозкам будет производиться по итогам 2008 фрахтового года;
на перевозки меди и изделий из нее (ГНГ 74), цинка и изделий из него (ГНГ 79) повагонными отправками парка железных дорог из Узбекистана по участкам Сары-Агач - Озинки, Сары-Агач - Аксарайская-2:
при условии выполнения перевозок в объеме от 130 до 150 тыс. тонн по итогам 2008 года - 0,83; при условии выполнения перевозок в объеме от 150 тыс. тонн и выше по итогам 2008 года - 0,70. Перерасчет тарифных ставок по указанным перевозкам будет производиться по итогам 2008 фрахтового года;
на перевозки удобрений минеральных или химических, калийных (ГНГ 3104200 - 31049000), удобрений минеральных или химических, содержащих два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий; удобрений прочих; товары данной главы в таблетках или упаковках, масса брутто которых не превышает 10 кг (ГНГ 31051000 - 31059099), по участку Тобол - Достык из России в Китай при условии обеспечения перевозок указанных грузов в объеме не менее 300 тыс. тонн в год всеми транспортно-экспедиторскими компаниями:
к ставкам на перевозки повагонными отправками парка железных дорог - 0,85;
к ставкам на перевозки повагонными отправками собственного или арендованного парка - 0,70.
Перерасчет тарифных ставок по указанным перевозкам будет производиться по итогам 2008 фрахтового года:
на перевозки черных металлов и изделий из черных металлов (ГНГ 72, 73) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Никельтау - Актау порт из России в Иран - 0,80;
на свежую плодоовощную продукцию из стран Центральной Азии - 0,6. Применение понижающего коэффициента к ставкам ТП КЗХ осуществляется с даты установления для АО "НК "КТЖ" платы за пользование вагонами рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебным помещением и обслуживаемой бригадой принадлежности железнодорожных администраций-собственниц подвижного состава, в размере 0,45 шв. фр. на 1 ваг-км груженного пробега, и заключении двусторонних соглашений между АО "НК "КТЖ" и упомянутыми железнодорожными администрациями;
на перевозки кокса и полукокса из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированных или неагломерированных; угля ретортного (ГНГ 27040011 - 27040090) повагонными отправками вне зависимости от принадлежности подвижного состава из России в Иран:
по участку Никельтау - Актау порт - 0,50;
по участку Локоть - Сары-Агач - 0,70;
при перевозке порожних собственных фитинговых платформ (возврат из-под выгрузки контейнеров, подсылка под погрузку контейнеров) - 0,6 вне зависимости от направления перевозок;
на перевозки химических грузов направлением в/из Узбекистана - 0,85:
к ставкам на перевозки повагонными отправками в цистернах собственного или арендованного парка кислоты азотной, кислоты сульфоазотной, кислоты уксусной (ГНГ 28080000, 29152100) по участкам Сары-Агач - Достык; Сары-Агач - Никельтау; Сары-Агач - Илецк-1; Сары-Агач - Локоть; Сары-Агач - Луговая; Сары-Агач - Озинки; Оазис - Аксарайская-2; Оазис - Илецк при условии перевозок указанных грузов в суммарном объеме не менее 15 тыс. тонн в год всеми транспортно-экспедиторскими компаниями; метанола (спирт метиловый ГНГ 29051100) по участкам Сары-Агач - Достык; Оазис - Аксарайская-2; хлората натрия (ГНГ 28291100) по участку Сары-Агач - Озинки; гидроксида натрия в водном растворе (сода каустическая, щелок натровый или сода жидкая ГНГ 28151200) по участкам Локоть - Сары-Агач; Никельтау - Сары-Агач; Илецк-1 - Сары-Агач; Озинки - Сары-Агач; Аксарайская-2 - Оазис;
к ставкам на перевозки повагонными отправками в вагонах парка железных дорог массы волокнистой из хлопкового линта (ГНГ 47061000) по участкам Сары-Агач - Достык; Сары-Агач - Локоть; Сары-Агач - Никельтау; Сары-Агач - Илецк-1; Сары-Агач - Озинки; Оазис - Аксарайская-2 при условии загрузки в вагон не менее 45 тонн;
к ставкам на перевозки повагонными отправками в вагонах парка железных дорог, собственного и арендованного парка удобрений минеральных или химических азотных; удобрений минеральных или химических фосфорных; удобрений минеральных или химических, содержащих два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий; удобрения прочие; товары данной главы в таблетках или в ГНГ 31021000 - 31029000; 31031000 - 31039000; 31051000 - 31059099 по участкам Сары-Агач - Достык; Сары-Агач - Луговая; Сары-Агач - Озинки; Сары-Агач - Аксарайская-2; Оазис - Аксарайская-2 при условии перевозок указанных грузов в суммарном объеме не менее 350 тыс. тонн в год всеми транспортно-экспедиторскими компаниями;
к ставкам на перевозки повагонными отправками в вагонах парка железных дорог гидроксида натрия в твердом виде (сода каустическая ГНГ 28151100) по участкам Достык - Сары-Агач (коэффициент - 0,87); Никельтау - Сары-Агач; Илецк-1 - Сары-Агач; Озинки - Сары-Агач; Аксарайская-2 - Оазис; удобрений минеральных или химических, калийных (ГНГ 31042000 - 31049000) по участкам Никельтау - Сары-Агач; Никельтау - Озинки при условии перевозок указанных грузов в суммарном объеме не менее 20 тыс. тонн в год всеми транспортно-экспедиторскими компаниями;
с 1 апреля по 31 декабря 2008 года:
к ставкам на перевозки в составе маршрутных контейнерных поездов - 0,90:
на перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах (вне зависимости от принадлежности контейнера) по участкам Достык - Илецк-1, Достык - Озинки, Достык - Аксарайская-2, Достык - Петропавловск, Достык - Локоть, Достык - Сары-Агач, Достык - Тобол, Достык - Никельтау, Достык - Актау, Оазис - Аксарайская-2, Сары-Агач - Озинки, Сары-Агач - Аксарайская-2, Локоть - Сары-Агач;
за возврат порожних контейнеров собственного парка по участкам Илецк-1 - Достык, Озинки - Достык, Аксарайская-2 - Достык, Петропавловск - Достык, Локоть - Достык, Сары-Агач - Достык, Тобол - Достык, Никельтау - Достык, Актау - Достык, Сары-Агач - Локоть;
к ставкам на перевозки группами по 10 и более вагонов - 0,95:
на перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах (вне зависимости от принадлежности контейнера) по участкам Достык - Илецк-1, Достык - Озинки, Достык - Аксарайская-2, Достык - Петропавловск, Достык - Локоть, Достык - Сары-Агач, Достык - Тобол, Достык - Никельтау, Достык - Актау, Оазис - Аксарайская-2, Сары-Агач - Озинки, Сары-Агач - Аксарайская-2, Локоть - Сары-Агач;
за возврат порожних контейнеров собственного парка по участкам Илецк-1 - Достык, Озинки - Достык, Аксарайская-2 - Достык, Петропавловск - Достык, Локоть - Достык, Сары-Агач - Достык, Тобол - Достык, Никельтау - Достык, Актау - Достык, Сары-Агач - Локоть.
Установленные понижающие коэффициенты к ставкам ТП КЗХ не применяются на перевозки по участку Достык - Илецк в направлении станций Изов, Ужгород, Чоп, Батево, Мостиска-2 грузов в собственных контейнерах в составе контейнерного поезда (длиной не менее 57 условных вагонов) из/в Китай вне зависимости от принадлежности платформы.
Кроме того, применение установленных понижающих коэффициентов к ставкам ТП КЗХ осуществляется при условии извещения оператором (экспедитором) телеграммой о следовании транзитом по КЗХ маршрутного контейнерного поезда и групповой отправки с указанием номеров вагонов и контейнеров.
Контейнерными групповыми отправками в отношении применения понижающих коэффициентов к ставкам ТП КЗХ считается группа вагонов с контейнерами, состоящая из 10 и более вагонов и следующая в составе одного поезда от одной входной станции КЗХ до одной выходной станции КЗХ (по транзитному участку КЗХ):
на перевозки лесной продукции из РЖД в УТИ, ТРК, КРГ, ТДЖ с 11 сентября по 31 декабря 2008 года - 1,20;
на перевозки хлопка (линт хлопковый; волокно хлопковое, не подвергнутое кардо- или гребнечесанию; отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырье); волокно хлопковое, подвергнутое кардо- или гребнечесанию) из Узбекистана в "третьи" страны;
повагонная отправка, вне зависимости принадлежности подвижного состава по участкам Оазис - Аксарайская II, Сары-Агаш - Озинки, Сары-Агаш - Достык, Сары-Агаш - Локоть - 0,70;
контейнерная, вне зависимости принадлежности контейнера и платформы по участку Сары-Агаш - Достык - 90.
Применение понижающих коэффициентов будет производиться при условии выполнения гарантированного объема перевозок в период с 1 августа по 31 декабря 2008 года не менее 200 тыс. тонн всеми экспедиторскими компаниями и начисляться только тем экспедиторским компаниям, которые осуществят перевозку в период действия скидки в объеме не менее 2 тыс. тонн. Пересчет тарифных ставок по указанным перевозкам производить по итогам 2008 года;
арматурная сталь, повагонными отправками, вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Достык - Порт Актау на период с 1 августа по 31 декабря 2008 года - 0,50;
повагонными отправками, вне зависимости от принадлежности подвижного состава из Таджикистана на период с 1 августа по 31 декабря 2008 года - 0,60 при условии выполнения гарантированного объема перевозок в период с 1 августа по 31 декабря 2008 года не менее 150 тыс. тонн. Пересчет тарифных ставок по указанным перевозкам производится по итогам 2008 года. В случае невыполнения объемов транзитных перевозок алюминия из Таджикистана в период с 1 августа по 31 декабря 2008 года не менее 150 тыс. тонн, действие понижающего коэффициента 0,83 сохраняется;
железорудное сырье, повагонными отправками, вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Тобол - Достык - 0,90 на период с 1 августа по 31 декабря 2008 года;
глинозем (оксид алюминия, отличный от искусственного корунда) повагонными отправками, вне зависимости от принадлежности подвижного состава по участку Порт Актау экс. - Оазис экс через порт Поти - Баку - Туркменбаши - Регар на маршрут Поти - Баку - Актау - Оазис - Регар - 0,50 на период с 1 августа по 31 декабря 2008 года;
на перевозки нефтепродуктов вне зависимости от принадлежности подвижного состава по всем направлениям на период с 1 октября по 31 декабря 2008 года - 1,20 - в Кыргызстан;
со станций Узбекской железной дороги Чукурсай и Ялангач - 1,65.
За 2008 год объем перевозок железнодорожной администрацией Казахстана в целом возрос по сравнению с 2007 годом и составил: грузооборот - 217408 млн. тонно-километров (+ 1,05%), погрузка грузов - 234983 тыс. тонн (+ 1,03%), транзитные перевозки - 15459,5 тыс. тонн (+ 1,17%), экспортные перевозки - 93355,7 тыс. тонн (+ 1,1%), импортные перевозки - 20115,0 тыс. тонн (- 0,9%).
Киргизская Республика. В своей деятельности ГП "НК "Кыргыз темир жолу" применяет тарифы на железнодорожные перевозки в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ. Ставки Тарифной политики СНГ применялись на перевозки грузов в экспортно-импортном сообщении.
Киргизская железная дорога, являясь участницей Тарифного соглашения железных дорог-участников СНГ, осуществляет перевозки грузов в международном сообщении в рамках данного Соглашения.
Работа Киргизской железной дороги и ее финансовое положение находятся в прямо пропорциональной зависимости от экономики Республики в целом, так как основной деятельностью дороги является перевозка грузов в экспортно-импортном сообщении.
В отношении тарифов на пассажирские перевозки в международном сообщении вопросы государственной поддержки остаются без изменения, за исключением перевозки участников ВОВ, в отношении пассажирских перевозок которых осуществляется целевое субсидирование.
За 2008 год отправление грузов составило 1816,3 тыс. тонн, или 79,5% к уровню 2007 года, грузооборот выполнен в объеме 945,5 млн. тонно-километров или 110,5% к уровню 2007 года.
ГП "НК "Кыргыз темир жолу" постоянно проводит работу с железнодорожными администрациями соседних государств по вопросам привлечения грузов и стимулирования транспортно-экономических связей.
ГП "НК "Кыргыз темир жолу" полностью обеспечивает потребности хозяйства Республики в грузовых перевозках, населения - в пассажирских перевозках.
Республика Молдова. Выполняя Решения Совета глав Правительств СНГ о Концепции установления тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ, ГП "Железная дорога Молдовы" проводит тарифную политику строго в рамках Тарифного соглашения государств-участников СНГ. Тарифная политика ГП "Железная дорога Молдовы" постоянно совершенствуется и направлена на обеспечение конкурентоспособности перевозок грузов в международном сообщении.
В 2008 году, в целях сохранения традиционных грузопотоков и привлечения дополнительных объемов перевозок грузов транзитом через Республику Молдова, руководством ГП "Железная дорога Молдовы", исходя из реальных своих возможностей, были установлены специальные тарифные ставки на перевозку транзитных и экспортно-импортных грузов по железной дороге Молдовы, уровень которых значительно ниже базовых ставок Тарифной политики ЧФМ.
Российская Федерация. Согласно решениям органов по регулированию тарифов государств-участников СНГ при перевозках грузов в государствах сложилась практика применения различных тарифов в зависимости от вида сообщения (внутригосударственное, экспортно-импортное, транзитное) и направлений перевозок.
На российских железных дорогах перевозки транзитных грузов осуществляются по ставкам Тарифной политики.
Перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты осуществляются в соответствии с разделом 2 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", а перевозки экспортно-импортных грузов через погранпереходы за исключением угля, глинозема, руд нефелиновых и их концентратов, кокса, автомобилей, цветных металлов, а также грузов в контейнерах (кроме рефрижераторных) осуществляется в соответствии с разделом 3 Прейскуранта N 10-01, перечисленные грузы - по правилам раздела 2 Прейскуранта N 10-01. В 2006 году унифицированы тарифы на экспортно-импортные перевозки каменного угля, в 2007 году - цветных металлов, руд цветных металлов, сланцев, автомобилей, кокса и торфа. С 1 января 2008 года ФСТ России принято решение об унификации тарифов на перевозки грузов в контейнерах (кроме рефрижераторных).
ОАО "РЖД" использует право снижения уровня тарифов, предусмотренное Тарифным соглашением, и согласования сквозных ставок в целях обеспечения конкурентоспособности перевозок и увеличения объема грузооборота на взаимовыгодных для всех Сторон условиях.
Так, например, в рамках двухсторонних совещаний руководителей делегаций РЖД, УЗ и КЗХ выработаны сквозные ставки, которые включены в Тарифную политику на 2008 фрахтовый год на перевозку гарантированного объема не менее 2,5 млн. тонн в год нефти сырой из Казахстана со станции Кульсары и Махамбет в направлении портов Украины по маршрутам Аксарайская 2 - Гуково и Аксарайская-2 - Успенская транзитом по РЖД и Красная Могила/Квашино - припортовые станции Украины транзитом по УЗ и на возврат порожнего подвижного состава к ставкам Тарифной политики установлен коэффициент 0,6, которые были включены в Тарифную политику на 2008 фрахтовый год. На 2008 год были установлены сквозные ставки на перевозки грузов в собственных контейнерах в составе контейнерного поезда в/из Китая транзитом по КЗХ, РЖД, УЗ по маршрутам Достык - Илецк 1 - Суземка, далее на Чоп, Батево, Ужгород, Изов, Мостиска 2.
По предложению РЖД в Тарифной политике на 2008 фрахтовый год установлен коэффициент 0,6 на перевозку порожних собственных фитинговых платформ, следующих из-под выгрузки под погрузку контейнеров.
На РЖД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 787 рассмотрение предложений о предоставлении исключительных тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов осуществляет Федеральная служба по тарифам, на международные транзитные перевозки по территории Российской Федерации - Министерство транспорта Российской Федерации на основе технико-экономического обоснования необходимости их установления, а также материалов, перечень которых определяется соответственно Федеральной службой по тарифам или Министерством транспорта Российской Федерации.
Республика Таджикистан. ГУП "Рохи Охани Точикистон" в 2008 году в целях привлечения дополнительных объемов перевозок придерживалась стабильного уровня ставок на перевозки по своей дороге.
На весь фрахтовый год были приняты понижающие коэффициенты к ставкам Тарифной политики СНГ, в том числе на перевозку:
- песка природного, глины, гипса, гравия, гальки, щебня и др. - 0,5;
- глинозема - 0,9;
- алюминия - 0,75;
- зерновых грузов по импорту на расстояние до 40 км - 0,75;
- для минеральных и химических удобрений на расстояние до 40 км - 0,8;
- муки на расстояние до 40 км - 0,75;
- на все грузы, прибывающие в Республику Таджикистан в адрес железнодорожных предприятий - 0,50;
- свежих и замороженных овощей, фруктовых и бахчевых культур, перевозимых в рефрижераторном подвижном составе - 0,50, в крытом подвижном составе - 0,70.
В 2008 году отремонтировано капитальным ремонтом 191 грузовой вагон и 53 пассажирских вагонов. Деповским ремонтом отремонтировано 527 вагонов. Приобретено в 2008 году 18 новых грузовых вагонов.
Потери доходов от пассажирских перевозок покрываются за счет собственных средств дороги. Из-за ограниченных средств в бюджете Республики Таджикистан государством возмещаются только затраты на проезд льготной категории граждан.
Туркменистан. Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана расчеты за перевозки грузов в международном сообщении производит в соответствии с Тарифной политикой железных дорог государств-участников СНГ, в которой ежегодно учитываются интересы всех участников.
Согласованная тарифная политика на перевозки грузов в международном сообщении на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества обеспечивает гармоничную работу перевозки грузов и стабильность тарифных ставок, выполнение долгосрочных внешнеэкономических контрактов, тем самым создавая благоприятные условия работы для грузоотправителей и грузополучателей.
Железнодорожная администрация Туркменистана, являясь участником Тарифного соглашения, производит расчеты за перевозки грузов в международном сообщении в соответствии с Тарифной политикой государств-участников СНГ и участвует в работе по совершенствованию и формированию экономически выгодных маршрутов грузовых перевозок.
В целях уменьшения протяженности пути следования грузов и снижения стоимости провозных платежей ведется строительство железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран) и железнодорожно-автомобильного моста Керки - Атамурат через реку Амударья.
В 2008 году созданы благоприятные условия в части провозных платежей для перевозки глинозема, алюминия и нефтепродуктов по некоторым участкам Туркменской железной дороги, а также для плодоовощной продукции Таджикистана.
Ежегодное рассмотрение и внесение изменений в тарифную политику играет важнейшую роль в ее совершенствовании в соответствии с реалиями сегодняшнего времени и с учетом интересов всех железнодорожных администраций-участниц Тарифного соглашения.
Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана надеется и на дальнейшее плодотворное развитие сотрудничества государств-участников СНГ в установлении согласованной тарифной политики.
Республика Узбекистан. В целях привлечения объемов перевозок грузов в международном сообщении в направлении через погранпереход Бейнеу с участием новой линии Нукус - Мискин - Учкудук в 2008 году был установлен понижающий коэффициент 0,85. Кроме того, были предоставлены скидки на отдельные грузы: транзит нефти и нефтепродуктов, черных металлов, глинозема, алюминия, фосмуки, серы; экспорт проката черных металлов, цемента, минудобрений, продукции химической промышленности, консервированной и свежезамороженной плодоовощной продукции, фосмуки, каолина, хлопка-волокна; импорт лома черных металлов, труб металлических, сырой нефти, сахара-сырца, запчастей к автомобилям.
Сквозные ставки за 2008 год не применялись.
Транзитные и экспортные перевозки по территории Республики Узбекистан освобождены от налога на добавленную стоимость.
Украина. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года, со статьей 3 Соглашения о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов от 17 января 1997 года, и основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозку грузов в международном сообщении, определенных Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества Независимых Государств, проводит гибкую тарифную политику и взаимодействует с другими железнодорожными администрациями по привлечению транзитных грузов.
Тарифная политика железных дорог Украины (далее ТП УЗ) на 2008 фрахтовый год базируется на основе Тарифной политики железных дорог государств-участников СНГ (ТП СНГ) и определяет основные положения начисления провозных платежей, таблицы базовых ставок для расчета плат за перевозки грузов, таблицы транзитных расстояний, дополнительные сборы и справочную информацию.
Тарифная политика железных дорог Украины в 2008 фрахтовом году является логическим продолжением предыдущего курса: учитывает итоги работы железнодорожного транспорта в 2007 году, а также задачи, предусмотренные транспортной стратегией. При этом особое внимание отводится обеспечению соответствия тарифных решений развитию конкуренции в сфере железнодорожных транзитных перевозок за счет создания паритетных условий при перевозках грузов по территории Украины.
В ТП УЗ на 2008 фрахтовый год внесены следующие изменения и дополнения:
- для компенсации расходов при пробеге порожних вагонов в составе груженой рефсекции проиндексирована ставка за пробег порожнего вагона. Уточнены правила применения коэффициента 0,85 при наличии в рефсекции пяти и более груженых вагонов;
- изменен порядок определения платы за перевозку углеводородов, удобрений и продуктов питания наливом в собственном подвижном составе, а также за перевозку скоропортящихся грузов в вагонах-термосах, АРВ и вагонах-ледниках;
- на основании изменений, принятых в МТТ:
- введен новый порядок определения платы за перевозку порожних контейнеров, а также таблицы платы за возврат порожних контейнеров;
- проиндексированы ставки за пробег подвижного состава на своих осях, а также ставки за пробег вагонов с проводниками;
- введен порядок определения платы за возврат многооборотного крепления, не принадлежащего железной дороге, на порожних транспортерах;
- дополнены правила определения провозной платы за перевозку грузов, которые следуют после перегруза из сочлененных вагонов на сцепе;
- согласован уровень дополнительных сборов, взимаемых при перевозках грузов на уровне ставок МТТ;
- внесены изменения, связанные с введением новой редакции Гармонизированной номенклатуры грузов.
Для обеспечения конкурентоспособности тарифов Тарифная политика железных дорог Украины предусматривает: применение к ставкам коэффициентов, учитывающих логистические параметры и величину транспортной составляющей в цене грузов. Практикуется согласование и установление сквозных тарифов; предоставление тарифных ставок, действующих при условии выполнения установленных объемов перевозок.
Учитывая конкуренцию на международном рынке транспортных услуг и с целью повышения привлекательности Украины, как транзитного государства, Укрзализныця постоянно совершенствует формирование конкурентоспособных транзитных тарифов.
Для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных грузовых перевозок, сохранения существующих объемов перевозок и привлечения дополнительного грузопотока в международном сообщении необходима согласованная, экономически взвешенная и конкурентоспособная тарифная политика. Исходя из экономической целесообразности, с учетом перспективности направлений транспортировки на 2008 фрахтовый год установлены конкурентные сквозные тарифы совместно с железнодорожными администрациями и морскими портами. Совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и ОАО "РЖД" согласованы конкурентоспособные сквозные тарифы на перевозку:
- нефти сырой в размере 40% скидки к базовым ставкам ТП СНГ из Республики Казахстан в направлении портов Украины по территориям Российской Федерации и Украины при условии гарантированного объема перевозок груза со станций Кульсары и Махамбет не меньше 2,5 млн. тонн в 2008 году;
- хлопка в размере 30% скидки к базовым ставкам ТП СНГ из Узбекистана в направлении порта Ильичевск;
- лома черных металлов в размере 31% скидки к базовым ставкам ТП СНГ из Казахстана назначением в Молдавию;
- грузов в контейнерах из Китая в Западную Европу через российские погранпереходы Забайкальск, Гродеково, Наушки и казахстанский переход Достык в контейнерах в составе контейнерных поездов.
Учитывая, что наибольшей конкурентоспособности перевозок можно достичь только при условии формирования привлекательных тарифов на всем пути транспортировки грузов от производителя к потребителю, железнодорожными администрациями Российской Федерации, Казахстана и Украины установлена сквозная ставка на перевозки грузов в собственных 40-футовых контейнерах на платформах общего парка в составе контейнерного поезда из Китая по маршруту Достык - Илецк - Суземка - Чоп, Батево, Изов.
Учитывая применение "ломаного" тарифа при перевозках транзитных грузов по территории Украины и Молдовы через Ренийский морской торговый порт, на 2008 год установлены сквозные конкурентоспособные тарифы на перевозки по территории Украины и переработку в порту угля каменного, железорудного сырья, химических минеральных удобрений и соли.
Для обеспечения прозрачности тарифов, создания равных условий для дальнейшего развития конкурентной среды при осуществлении транзитных перевозок по территории Украины с 01.04.2008 на перевозку транзитных грузов установлены следующие коэффициенты к базовым ставкам Тарифной политики железных дорог Украины на 2008 фрахтовый год с учетом их рентабельности, логистической конкурентоспособности, конъюнктуры международного транспортного рынка и мировых цен на продукцию:
- уголь каменный, бурый - 0,55;
- кокс, кокс пековый, пек минеральный - 0,70;
- руды, шлаки, пепел, руда железная, марганцевая, циркониевая, литиевая, ЖРК, окатыши, титановый концентрат - 0,70;
- черные металлы и изделия из них, в т.ч. ферросплавы - 0,90;
- лом черных металлов - 0,85;
- чугун - 0,80;
- цветные металлы и изделия из них - 0,90;
- изделия из древесины, пиломатериалы - 0,85;
- древесина, бумага, картон, целлюлоза - 0,80;
- макулатура и отходы - 0,70;
- мука и продукция мукомольно-крупяной промышленности - 0,90;
- злаки, зерно, семена, солод, отходы пищевой промышленности, комбикорма - 0,85;
- продукты питания в крытых вагонах - 0,90;
- сахар-сырец по направлениям Одесса-Порт - переходы РЖД - 0,73;
- меласса, продукты питания, сырье пищевой промышленности, жиры, масла животные и растительные в приватных цистернах - 0,55;
- соль, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент - 0,55;
- сера, метанол - 0,60;
- аммиак - 0,55;
- газы сжиженные, углеводороды в цистернах - 0,75;
- газы сжиженные по направлениям переходы РЖД - Одесса-Пересыпь/Ильичевск-Паромная/Керчь-Южная - 0,70;
- удобрения азотные, фосфатные, смешанные - 0,75;
- удобрения минеральные, химические со ст. Северная Московской ЖД по направлению Зерново - Черноморская (для ТИС) - 0,70;
- удобрения калийные, сульфат аммония - 0,70;
- удобрения калийные со ст. Соликамск Свердловской ЖД по направлению Зерново - Жовтневая - 0,60;
- углерод технический - 0,85;
- глинозем - 0,77.
По итогам 2008 года объем перевезенных по территории Украины транзитных грузов на 1,8% превышает показатель 2007 года, грузооборот транзитных перевозок на 0,03% превышает уровень 2007 года.
Среднее расстояние транзитных перевозок за отчетный период составило 992 км, что на 17 км меньше показателя 2007 года.
В общих объемах перевозок грузов по территории Украины транзитные составляют 14%, а в общем грузообороте - 26,5%.
В общем объеме перевозок транзитных грузов 91,4% составляют перевозки из стран СНГ, в частности, 70,9% - из России; 12,2% - из Казахстана; 4,5% - из Белоруссии; 3,4% - из Молдавии.
Эстонская Республика. Результатом работы в области грузоперевозок на инфраструктуре Эстонской железной дороги в 2008 году стали 26,07 млн. тонн перевезенных грузов. Падение по сравнению с прошлым годом составило 10,6 млн. тонн, или 29%. За два последних года Эстонская железная дорога потеряла в объемах грузоперевозок свыше 18 млн. тонн грузов.
В декабре 2008 г. по железной дороге было перевезено 2,3 млн. тонн грузов, что на 13% меньше по сравнению с декабрем прошлого года. В декабрьских объемах грузоперевозок примерно 76% составили нефть и нефтепродукты, всего которых по Эстонской железной дороге было перевезено 1,74 млн. тонн. Здесь по сравнению с декабрем прошлого года объем вырос на 5%. Сланца было перевезено в декабре 2008 года 0,23 млн. тонн - это наполовину меньше чем за тот же период прошлого года.
За весь 2008 год по Эстонской железной дороге было перевезено больше всего также нефти и нефтепродуктов - 18,35 млн. тонн. Год назад эта цифра составляла 22,29 млн. тонн, т.е. падение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов составило около 18%.
На втором месте по объемам грузоперевозок были перевозки сланца с 2,8 млн. тоннами в год. И здесь снижение объемов перевозок составило около 16%.
На третьем месте по объемам грузоперевозок были перевозки насыпных грузов с 0,91 млн. тоннами и на четвертом месте удобрения с 0,83 млн. тоннами в год. Перевозки насыпных грузов за год снизились на 7,5% и удобрений на 58%.
Свыше половины миллиона тонн было перевезено в 2008 г. химических грузов и черных металлов. Их перевозка также снизилась по сравнению с прошлым годом примерно на 40%.
Снижение объемов грузоперевозок наблюдалось в 2008 году на Эстонской железной дороге по всем видам грузоперевозок.
Транзитные перевозки, объем которых в 2008 г. составил 74% от всего объема перевезенных грузов, снизились за год на 31%, составив всего 19,31 млн. тонн. Более, чем на 17% снизился объем местных грузоперевозок, составив всего 4,06 млн. тонн. Объем импортных грузоперевозок составил в 2008 г. всего 1,59 млн. тонн, и здесь наблюдалось падение объемов на 36%. Объем экспортных грузоперевозок составил за год всего 1,11 млн. тонн, это на 6% меньше по сравнению с периодом прошлого года
С 30% ростом закончился 2008 год для перевозок грузов контейнерными отправками. Если в начале 2008 года объемы контейнерных перевозок выросли на 50%, то последние месяцы года на фоне мирового экономического кризиса принесли снижение роста объемов. Всего по Эстонской железной дороге в 2008 году число перевезенных контейнеров составило 21189 TEU, из которых 88% составил транзит.
По перевозчикам транспортный рынок на инфраструктуре Эстонской железной дороги в 2008 году разделился следующим образом: АО "Эстонская железная дорога" - 51% от общего объема грузоперевозок, Westgate Transport OU - 31% от общего объема грузоперевозок, E.R.S. AS - 13% от общего объема грузоперевозок, Spacecom AS - 5% от общего объема грузоперевозок. Объемы грузоперевозок по перевозчикам снизились за 2008 год: АО "Эстонская железная дорога" на 42%, Westgate Transport OU на 5%, Spacecom AS на 76%.
Проект