I. Общие положения

Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.09.2016 N 2006р (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Правил реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов"

I. Общие положения

1. Настоящие Правила реализации в холдинге "РЖД" системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов в холдинге "РЖД" (далее - Правила) разработаны в целях контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации, единых правил и стандартов в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Настоящие Правила предписывают обязательность для подразделений холдинга "РЖД", от деятельности которых непосредственно зависит обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, следующих мероприятий:

1) создание и поддержание функционирования системы менеджмента безопасности движения;

2) применение общих методов оценки уровней безопасности движения на основе методов оценивания и оценки риска;

3) развитие стратегического управления безопасностью движения;

4) организация взаимодействия функциональных филиалов и их структурных подразделений, действующих на инфраструктуре ОАО "РЖД";

5) проведение внутренних проверок состояния безопасности движения и аудитов систем менеджмента безопасности движения;

6) проведение комиссионных осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

3. Основным элементом системных мер направленным на соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации функциональными филиалами, дочерними обществами (далее - ДО) и их структурными подразделениями, являются комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

4. Комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава подразделяются на следующие виды:

1) осмотр сооружений, устройств и служебно-технических зданий железнодорожных станций, проводимый ежемесячно комиссией под председательством начальника железнодорожной станции;

2) осмотр объектов инфраструктуры комиссией под председательством руководителя региональной дирекции, центра, филиала ДО; осмотры объектов инфраструктуры, находящихся в ведении региональных дирекций, центров, филиалов ДО комиссиями под председательством руководителей структурных подразделений региональных дирекций, центров, филиалов ДО: смотр пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств; технических средств автоматики и телемеханики; электрификации и электроснабжения; средств связи; зданий и сооружений; средств диагностики и мониторинга инфраструктуры; обследование обустройств железнодорожных переездов;

3) осмотр подвижного состава: локомотивного парка; моторвагонного подвижного состава; специального подвижного состава; пассажирских вагонов, в том числе пригородного сообщения, служебно-технических (вагонов-салонов, клубов, путеизмерителей и др.);

4) проверка готовности объектов инфраструктуры комиссией под председательством начальника железной дороги.

5. Настоящие Правила распространяются на железные дороги, выполняющие функции региональных центров корпоративного управления (далее - РЦКУ) <1>, функциональные филиалы и их структурные подразделения, департаменты безопасности движения, управления бизнес-блоками "Железнодорожные перевозки и инфраструктура", "Пассажирские перевозки", ДО, их филиалы и структурные подразделения на основании заключенных с ОАО "РЖД" соглашений о взаимодействии по вопросам обеспечения безопасности движения.

--------------------------------

<1> На выполняющей функции РЦКУ Калининградской железной дороге выполнение предусмотренных настоящими Правилами системных мер осуществляется с учетом особенностей штатного расписания органа управления этой железной дороги и его подразделений. Если от деятельности должностных лиц, указанных в настоящих Правилах, но отсутствующих на Калининградской железной дороге, зависит выполнение системных мер другими должностными лицами этой железной дороги или выполнение какой-либо системной меры в целом, то ответственность за выполнение этой деятельности устанавливает начальник Калининградской железной дороги.

6. В настоящих Правилах используются следующие термины:

безопасное состояние - состояние, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

День безопасности движения - комплекс мероприятий, проводимый руководителями всех уровней управления в целях формирования позитивного уровня культуры безопасности движения и направленный на предупреждение рисков возникновения нарушений безопасности движения;

запретная мера - действие, направленное на ограничение использования, применения, осуществления потенциально опасной деятельности на инфраструктуре ОАО "РЖД";

инфраструктура ОАО "РЖД" - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, находящийся в ведении ОАО "РЖД", обеспечивающие функционирование этого комплекса;

комиссионный осмотр - совокупность последовательных действий уполномоченных должностных лиц региональных дирекций, центров, филиалов ДО и их структурных подразделений, направленных на контроль соответствия объектов инфраструктуры и подвижного состава требованиям действующих нормативных документов;

контроль - деятельность, включающая проведение проверок и оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта и технологических процессов требованиям действующих нормативных документов;

нарушение безопасности движения - транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

опасное состояние - состояние, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;

отчет - письменное сообщение о проведенной работе по устранению несоответствий, выявленных в ходе комиссионного осмотра и проверки, представляемое вышестоящему руководителю;

предупредительные меры - меры, позволившие заранее уведомить руководителя о риске возникновения нарушений безопасности движения;

проверка - систематическая, объективная процедура оценки соответствия системы управления безопасностью движения, технических средств, технологических процессов, непосредственно связанных с движением поездов, требованиям норм и правил;

профилактические меры - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и повышение состояния и уровня безопасности движения;

региональные дирекции - структурные подразделения функциональных филиалов ОАО "РЖД", расположенные в границах железной дороги, а также дирекции, находящиеся в составе железной дороги;

система управления безопасностью движения - совокупность мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности движения, по оценке эффективности мер по управлению безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта;

структурное подразделение региональной дирекции - предприятие, входящее в состав региональной дирекции и осуществляющее деятельность в границах железной дороги;

фактор опасности - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, способствующее проявлению опасного состояния, влияющего на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта;

функциональная безопасность движения поездов - способность системы управления безопасностью движения поездов выполнять совокупные мероприятия по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке и принятию корректирующих действий при всех условиях эксплуатации в течение всего жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава;

функциональный филиал ОАО "РЖД" - обособленная дирекция, расположенная вне места нахождения ОАО "РЖД", и осуществляющая часть его функций.