5.3 Требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

"ГОСТ Р 56483-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое руководство системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.06.2015 N 758-ст)

5.3 Требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

5.3.1 Критерии эффективной работы системы управления безопасностью испытаний ВТ:

а) персональная ответственность руководителя за организацию обеспечения безопасности испытаний ВТ на всех этапах испытаний;

б) доведение схемы иерархии ответственности за безопасность испытаний ВТ в организации до всех сотрудников;

в) назначение в установленном порядке руководителя (отдел, должностное лицо), ответственного за безопасность испытаний ВТ;

г) определение и документальное оформление полномочий, обязанностей и ответственности персонала, участвующего в проведении испытаний ВТ, за соблюдение безопасности испытаний на всех уровнях организации;

д) проведение регулярных проверок всех сотрудников по знаниям своих полномочий, обязанностей и ответственности в отношении любых решений и порядка действий в сфере безопасности испытаний ВТ.

5.3.2 Представление данных о безопасности испытаний вертолетной техники

Процедуры представления данных о безопасности испытаний ВТ должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности общества (предприятия).

Процедура представления данных о безопасности испытаний ВТ должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты.

В обществе (на предприятиях) должна быть организована процедура обязательных донесений (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности авиационной деятельности. Также необходимо фиксировать информацию об обычных незначительных происшествиях, внутренних событиях, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, которые не выходят за пределы организации. Описание данных процедур и формы отчетности детально изложены в [2], инструкциях по действиям должностных лиц, авиационного персонала предприятий при авиационном происшествии или инциденте с экспериментальными воздушными судами (см. также приложение А).

5.3.3 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности испытаний вертолетной техники

В целях мониторинга эффективности обеспечения безопасности испытаний ВТ в обществе (на предприятиях) установлен ключевой показатель риска - целевой приемлемый уровень безопасности испытаний ВТ, который не должен быть превышен предприятиями.

Данный показатель рассчитывают как отношение количества выявленных опасностей к общему количеству проведенных испытаний ВТ за периоды прошедшего года.

Показатель отражает, насколько эффективны мероприятия, проводимые в рамках системы управления безопасностью испытаний ВТ.

Для мониторинга и измерения процессов организация фиксирует соответствующие рабочие параметры, показатели качества и безопасности испытаний вертолетной техники, помогающие отслеживать на постоянной основе показатели эффективности обеспечения безопасности испытаний. Параметрами для отслеживания эффективности процесса могут быть последствия происшествий, отклонения или любые иные события, отражающие безопасность, качество или уровень риска процесса. Для отслеживания результатов и наглядности процесса строят диаграмму постоянного индикатора безопасности испытаний ВТ с использованием соответствующих компьютерных программ, приведенную в приложении Б.

События отслеживают в виде показателей частоты возникновения. Всплески, отображающие пики частоты возникновения, позволяют отслеживать их нахождение на приемлемом, допустимом или недопустимом уровнях. До тех пор пока тенденция показателя частоты возникновения не выходит за рамки и не нарушает критериев установления аварийного уровня, число таких происшествий будет считаться приемлемым (не отклоняющимся от нормы) для соответствующего периода мониторинга.

Работа с данной диаграммой с использованием компьютерных программ дает возможность измерения и более глубокого анализа этих показателей, делает их наглядными и обеспечивает своевременное принятие мер в отношении событий с серьезными последствиями (например, авиационные происшествия и серьезные инциденты) или с незначительными последствиями (например, инциденты, донесения о несоответствиях, отклонения). Показатели, свидетельствующие о возможности серьезных последствий, отрабатываются в первую очередь, тогда как показатели, свидетельствующие о возможности незначительных последствий, заносятся в базу данных для последующего анализа и учета. Конечной целью такого рода работы является уменьшение ключевого показателя риска на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Приложение А

(справочное)