8.2 Конструктивные требования

"ГОСТ 33750-2016. Межгосударственный стандарт. Специальный подвижной состав путеизмерительный и дефектоскопный. Общие технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2016 N 349-ст)

8.2 Конструктивные требования

8.2.1 Оборудование СПСд или СПСпд должно включать:

- дефектоскопные устройства с искательной и следящей системами;

- механизм подъема и фиксации дефектоскопного устройства из транспортного положения в рабочее и обратно, в том числе при аварийных ситуациях;

- механизм центрирования и прижатия следящей системы к рабочим поверхностям рельсов;

- систему водоснабжения дефектоскопной системы;

- программно-аппаратную дефектоскопную систему.

Допускается конструктивное исполнение СПСд или СПСпд с контактным и бесконтактным приводом центрирующих систем.

8.2.2 Дефектоскопное устройство

8.2.2.1 Дефектоскопное устройство должно быть размещено под рамой СПСд или СПСпд и обеспечивать размещение намагничивающей системы и узлов подвески, центрирование и прижатие к рельсам с необходимым усилием акустических блоков дефектоскопной системы.

8.2.2.2 На дефектоскопном устройстве должны быть предусмотрены узлы крепления следящей системы и шлангов подачи сжатого воздуха к исполнительным механизмам следящей системы. Длина шлангов должна обеспечивать надежную работу системы центрирования и прижатия акустических блоков при проходе криволинейных участков пути минимального радиуса, установленного для каждого типа СПСд или СПСпд.

8.2.2.3 На тележке должны быть предусмотрены узлы фиксации ее под рамой СПСд или СПСпд в транспортном положении и перевода ее из транспортного положения в рабочее и обратно.

8.2.3 Механизм центрирования и прижатия следящих систем

8.2.3.1 Механизм центрирования должен обеспечивать размещение искательной системы и ее центрирование относительно продольной оси рельса.

8.2.3.2 Конструкцией механизма центрирования и прижатия должно быть обеспечено прохождение "мертвого" пространства стрелочных переводов и крестовин всех типов, используемых на железных дорогах с колеей 1520 (1524) мм с максимально допустимыми скоростями.

8.2.3.3 Следящие системы в нерабочем положении должны быть вписаны в габарит 02-ВМ нижнего очертания подвижного состава по ГОСТ 9238, а их внутренняя плоскость должна быть в тени гребней колесных пар тележки.

8.2.3.4 Зазор между внутренней гранью рельса и опорными твердосплавными вкладышами следящих лыж в нерабочем положении должен быть от 7 до 10 мм.

Прижатие следящей лыжи к боковой рабочей поверхности головки рельса и искательных систем к поверхности катания рельсов должно осуществляться сжатым воздухом, а возврат в исходное (нерабочее положение) - с помощью пружин.

8.2.3.5 Усилие прижатия блока преобразователей к поверхности катания головки рельса должно обеспечивать:

- безотрывное движение во всем рабочем диапазоне скоростей;

- минимальный износ донной части блока.

8.2.3.6 Узлы подвеса искательных систем должны быть выполнены с учетом подуклонки рельсов 1:20.

8.2.3.7 Конструкцией пневмоцилиндров должна быть обеспечена центровка искательной системы с учетом допустимого бокового износа головки рельсов.

8.2.3.8 Конструкция центрирующего механизма должна обеспечивать центрирование искательных систем в соответствии с требованиями к применяемым на них измерительным устройствам.

8.2.4 Механизм центрирования с магнитным приводом должен обеспечивать:

- вписывание в габарит 02-ВМ по ГОСТ 9238 при всех режимах работы;

- точность отслеживания центра масс рельса (по концам следящей системы):

а) на прямых участках пути - не более +/- 3 мм;

б) в кривых малого радиуса при движении с установленной в кривой скоростью - не более +/- 6 мм.

8.2.5 Система водоснабжения

8.2.5.1 Система водоснабжения должна состоять из:

- емкостей для хранения запаса воды;

- электронасоса для подачи воды;

- трубопроводов;

- запорно-регулирующей аппаратуры;

- уровневых устройств для контроля запаса воды.

8.2.5.2 Суммарный объем емкостей должен быть не менее 1,5 м3.

8.2.5.3 Нагрев воды должен осуществляться через проточный водонагреватель или теплообменник в процессе диагностики рельсов или предварительно в емкостях для хранения через теплообменник. Запорно-регулирующая арматура должна обеспечивать раздельное регулирование подачи воды на каждую рельсовую нитку в диапазоне от 0,5 до 3,0 л/мин при напоре не менее 0,02 МПа.

8.2.5.4 Температура контактирующей жидкости при выходе из шлангов подачи жидкости на искательную систему должна быть не менее 50 °C при температуре окружающего воздуха от 0 °C до минус 30 °C.

8.2.5.5 Контрольно-измерительные приборы должны обеспечивать дистанционный контроль расхода воды на каждую рельсовую нитку, температуры и текущего запаса воды.

8.2.6 Узел продувки шлангов воды должен иметь:

- ресивер объемом не менее 20 л;

- редуктор, обеспечивающий давление в ресивере от 0,2 до 0,5 МПа;

- дроссель, обеспечивающий длительность продувки не менее 60 с;

- электромагнитные клапаны, обеспечивающие отключение системы при противодавлении не более 0,6 МПа.

Пульт управления электромагнитными клапанами должен быть размещен в операторской.

Конструкцией узла продувки шланга должны быть обеспечены обогрев и проливка техническим спиртом шлангов для предотвращения замерзания в них воды.

8.2.7 Аппаратно-программная дефектоскопная система должна иметь в своем составе:

- аппаратуру ультразвукового контроля и магнитного контроля - при совмещенном методе;

- аппаратуру ультразвукового контроля - при ультразвуковом методе.

8.2.8 Дефектоскопное оборудование для конкретного вида дефектоскопного СПС должно отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать эхо-импульсный, зеркальный и зеркально-теневой методы контроля в процессе контроля дефектов рельсов;

- иметь автоматизированную систему регистрации, в том числе на электронный носитель, визуализации обработки и хранения сигналов записи;

- обеспечивать:

а) цветное отображение на экране дисплея информации о сигналах контроля и координате дефекта в реальном масштабе времени;

б) регистрацию и хранение информации на любых мобильных носителях;

в) просмотр оператором зарегистрированных сигналов контроля выбранного участка на бумажном или электронных носителях;

г) возможность обработки и расшифровки сигналов по их временным и статическим данным во время поездки и на стоянке.

Дефектоскопное оборудование при документировании результатов контроля должно обеспечивать:

- создание базы паспортных данных всех рельсов, лежащих в главных путях;

- наблюдение за развитием дефектов рельсов и прогнозирование возможного появления остродефектных рельсов на основе анализа их состояния;

- контроль дефекта рельса по условной чувствительности для УЗ канала по стандартному образцу СО-3Р ГОСТ 18576 при крайних значениях напряжения питания от 187 до 242 В и максимальной рабочей скорости движения.

8.2.9 Измерительные подсистемы диагностического комплекса должны обеспечивать:

- автоматическую привязку измерительной информации к координате пути, станциям, перегонам участков железных дорог, географическим координатам;

- возможность долговременного (не менее года) хранения полученной информации;

- возможность самоконтроля (тестирования) измерительной аппаратуры диагностического комплекса и калибровки измерительных каналов с помощью стандартных образцов и измерительных приборов, включенных в Государственный реестр средств измерений.