Раздел 4. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал АО
(Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ)
4.1. Порядок ликвидации юридического лица и документы, представляемые в налоговый орган.
4.2. Документы, представляемые в случае продажи или внесения имущественного комплекса в уставный капитал АО.
4.3. Подача документов (место регистрации, способы подачи).
4.4. Срок регистрации, отказ в регистрации, перечень выдаваемых документов, досудебное урегулирование споров.
4.1. Порядок ликвидации юридического лица и документы, представляемые в налоговый орган
4.1.1. Информирование о ликвидации.
4.1.2. Опубликование сведений о ликвидации.
4.1.3. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
4.1.4. Уведомление о завершении процесса ликвидации.
4.1.5. Перечень документов, представляемых после завершения процесса ликвидации юридического лица.
4.1.1. Информирование налогового органа о ликвидации юридического лица. Уведомление о принятии решения о ликвидации. Решение о ликвидации юридического лица.
Информирование о ликвидации юридического лица осуществляется в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения.
В налоговый орган представляются следующие документы:
1. Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15016.
(См. требования к оформлению формы N Р15016, образцы заполнения формы Р15016).
2. Решение о ликвидации юридического лица в письменной форме.
(См. образцы решения и протоколов).
4.1.2. Опубликование сведений о ликвидации юридического лица.
Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица производится в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Опубликование может быть осуществлено только после представления документов (уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15016 и решения в письменной форме) в налоговый орган.
4.1.3. Уведомление налогового органа о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в налоговый орган ранее срока:
а) установленного для предъявления требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;
г) завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании).
4.1.4. Уведомление налогового органа о завершении процесса ликвидации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
4.1.5. Перечень документов, представляемых в налоговый орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Документы представляются в налоговый орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
(См. требования к оформлению формы N Р15016, образцы заполнения формы N Р15016).
Ликвидационный баланс.
(См. образцы баланса, образцы протоколов об утверждении (промежуточного, окончательного) ликвидационного баланса).
Документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.
Внимание! Государственная пошлина не уплачивается в случае направления в регистрирующий орган документов в форме электронных документов через сайт ФНС России, Единый портал государственных и муниципальных услуг, МФЦ или нотариуса.
О применении льготы по государственной пошлине см. письмо и информацию ФНС России, письма Минфина России.
Квитанцию на уплату госпошлины можно сформировать на сайте ФНС России с помощью сервиса "Уплата госпошлины" по адресу https://service.nalog.ru/gp2.do.
Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии:
- с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 и п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Внимание! В случае, если документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФ РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ;
- с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства).
4.2. Документы, представляемые в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал АО
4.2.1. Заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения по основанию, предусмотренному ст. 21.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ по форме N 16002.
(См. требования к оформлению формы N Р16002, образец заполнения формы N Р16002).
Решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решения органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ.
Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.
4.3. Подача документов (место регистрации, способы подачи)
4.3.1. Место осуществления государственной регистрации:
- по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Узнать номер, адрес и реквизиты налогового органа можно с помощью сервиса "Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес" на сайте ФНС России по адресу https://service.nalog.ru/addrno.do.
4.3.2. Способы подачи документов:
- заявителем в налоговый орган либо в МФЦ с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- заявителем в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Направить в налоговый орган электронные документы с использованием сети "Интернет" можно с помощью сервиса на сайте ФНС России по адресу https://service.nalog.ru/gosreg/#ul;
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения (подпись заявителя должна быть засвидетельствована нотариально);
- представителем заявителя в налоговый орган либо в МФЦ (представитель действует на основании нотариально удостоверенной доверенности и к представляемым документам прилагает такую доверенность или ее копию, верность которой должна быть засвидетельствована нотариально);
-- нотариусом в случае свидетельствования подлинности подписи заявителя на предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявлениях о государственной регистрации представление документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (последнего из заявителей) на соответствующем заявлении о государственной регистрации, в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на таком заявлении (за исключением случая установления специального порядка регистрации в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-Ф. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-Ф, и последующее представление документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в регистрирующий орган осуществляются нотариусом в рамках одного нотариального действия;
- нотариусом в иных случаях представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя (за исключением случая установления специального порядка регистрации в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-Ф). Представление документов осуществляется нотариусом путем их направления в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Об упрощенном порядке регистрации юридических лиц через нотариуса (см. информацию ФНП).
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов утвержден Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@. (см. информацию ФНС России).
4.4. Срок регистрации, отказ в регистрации, досудебное урегулирование споров
4.4.1. Срок государственной регистрации:
- не более 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган.
Результат предоставления государственной услуги оформляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и направляется инспекцией по включенному в ЕГРЮЛ адресу электронной почты юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в инспекцию.
В случае направления документов в инспекцию почтовым отправлением, представления непосредственно, направления в форме электронных документов, подписанных заявителем, и при наличии в инспекции запроса заявителя о предоставлении результата оказания государственной услуги на бумажном носителе инспекцией составляются на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов.
- в случае поступления в налоговый орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в налоговый орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
4.4.3. Досудебное урегулирование споров - жалобы на решения о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации в течение 3-х месяцев подаются непосредственно, направляются по почте или в форме электронного документа с помощью информационного сервиса "Обратиться в ФНС России" по адресу https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/.