МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ УРОВНЯ ЗВУКА НАД КОРМОЙ

"ГОСТ ISO 14509-2-2015. Межгосударственный стандарт. Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 2. Оценка шума при помощи образцового судна" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2016 N 131-ст)

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ УРОВНЯ ЗВУКА НАД КОРМОЙ

Метод настоящего приложения может использоваться в качестве альтернативного метода по приложению A.

B.1 Общие положения

B.1.1 Требования к оборудованию

Средства измерения шума, включая рекомендованный изготовителем ветрозащитный экран, должны отвечать требованиям для шумомеров 2-го класса в соответствии с IEC 61672-1.

Должен использоваться акустический калибратор, отвечающий требованиям IEC 60942. Весь измерительный тракт должен быть проверен с помощью акустического калибратора согласно инструкциям его изготовителя в начале и в конце каждого из семи последовательных измерений. Акустический калибратор должен проходить периодическую поверку в установленные сроки с целью обеспечения прослеживаемости измерений.

B.1.2 Требования к условиям испытаний

Измерения проводят в семи положениях микрофонов, приведенных на рисунке B.1.

Микрофоны, по возможности, должны быть расположены на расстоянии 1,2 м от корпуса и от поверхности воды.

Микрофоны должны быть всенаправленными и ориентированными горизонтально относительно судна.

B.1.3 Режим работы

Примечание - Следующие режимы работы согласованы с ISO 14509-1.

B.1.3.1 Судно должно иметь нагрузку, эквивалентную массе двух человек, за исключением судов, предназначенных для одного человека, и гидроциклов, которые должны иметь нагрузку, равноценную одному человеку. Нагрузка, эквивалентная одному человеку, считается равной (75 +/- 20) кг.

B.1.3.2 Перед началом измерений двигатель судна должен быть прогрет до рабочей температуры. Все остальные условия эксплуатации (используемое топливо, время подготовки и т.д.) должны соответствовать инструкции изготовителя.

B.1.3.3 Во всех испытаниях двигатель должен работать на полном газу.

B.1.3.4 Если скорость судна превышает 70 км/ч, дроссель двигателя должен быть отрегулирован так, чтобы поддерживать скорость (70 +/- 2) км/ч.

a) микрофон над бортом или транцем (вид сбоку)

1 - 7 - точки расположения микрофонов; a - ватерлиния;

b - платформа для купания; c - центральная линия судна

Рисунок B.1 - Расположение микрофонов

b) прямоугольный транец (вид сверху)

c) круглый транец (вид сверху)

Рисунок B.1, лист 2

B.1.3.5 Для силовых установок, оснащенных механизмом регулирования угла дифферента, называемого далее "уровень дифферента", при испытаниях он должен быть отрегулирован так, чтобы вектор тяги винта или турбины был параллелен линии киля судна с точностью +/- 2°.

B.1.3.6 Судно должно быть погружено до нулевой отметки для всех испытаний.

B.1.3.7 Винт или турбину следует выбирать таким образом, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке частота вращения двигателя находилась в пределах +/- 4% от заявленной скорости двигателя при заданном уровне дифферента в соответствии с ISO 8665. Для двигателя с искровым зажиганием без регулятора скорости заявленная скорость двигателя должна быть равна половине скорости, рекомендованной изготовителем для выбора гребного винта. Для двигателей с регулятором скорости заявленная скорость двигателя должна быть равна скорости, заявленной изготовителем. Шаг регулируемого винта устанавливается в положении, необходимом для получения заявленной скорости двигателя на полном газу.

B.2 Измерение шума выхлопной системы

Эквивалентный уровень звука L должен измеряться в течение 10 с. Измерения проводят в семи положениях микрофонов, приведенных на рисунке B.1.

Во время измерений ветрозащитный экран микрофона должен оставаться сухим.

Должно быть зарегистрировано семь результатов измерений эквивалентного уровня звука. Средний эквивалентный уровень звука рассчитывают как среднее арифметическое семи значений, измеренных в каждом положении микрофона.

Средний эквивалентный уровень звука принимают за уровень звука выхлопной системы (см. таблицу B.1).

Таблица B.1

Основные параметры

Основные параметры

Единицы измерения

Образцовое судно

Испытуемое судно

Допустимое отличие от образцового судна

Соответствие допуску (да/нет)

1

Длина расчетной ватерлинии LWL по ISO 8666:2002

м

+/- 10%

2

Ширина судна по ватерлинии BWL по ISO 8666:2002

м

+/- 10%

3

Количество двигателей

Отличие не допускается

4

Скорость судна при испытаниях

км/ч

+/- 15%

5

Расположение основного выхлопного отверстия относительно ватерлинии при движении или как указано изготовителем (выше, на линии или ниже)

Отличие не допускается

6

Тип конфигурации днища (с острыми скулами, многоскульное, круглое, плоское)

Отличие не допускается

7

Масса судна при испытаниях mP по ISO 8666:2002

кг

+/- 25%

8

Форма кормы (в плане): прямоугольная, скругленная или другая

Отличие не допускается

9

Форма кормы (сбоку): вертикальная, наклонная

Отличие не допускается

10

Кормовая платформа для купания (да/нет)

Отличие не допускается

11

Конструкция кормовой платформы для купания (открытая или закрытая)

Отличие не допускается

12

Уровень звука выхлопной системы как определено в B.2

дБ

Такой же или ниже

Приложение C

(справочное)

О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗЦОВОГО СУДНА

Концепция использования образцового судна была разработана в промышленности, чтобы уменьшить потенциальные затраты на демонстрацию соответствия законодательству о шумовом загрязнении, в частности для того, чтобы избежать необходимости судостроителям проверять каждую конфигурацию модели судно/двигатель.

Прежде всего должен быть составлен список образцовых судов для любой производимой стандартной комбинации судно/двигатель в результате выполнения испытаний по измерению шума при прохождении судна в соответствии с ISO 14509-1. Суда могут быть добавлены в список для рабочего объема своего двигателя и сочетания судно/двигатель при обеспечении соответствующих требований по уровню шума. Базовый перечень образцовых судов должен актуализироваться централизованно. Все данные основного перечня образцовых судов по всем судостроителям и/или изготовителям двигателей должны быть доступны как справочные данные.

Впоследствии судостроители, желающие самостоятельно сертифицировать свою продукцию, могут выбрать из основного перечня образцовых судов наиболее близкие к производимой ими комбинации судно/двигатель и провести детальное сравнение двух комбинаций.

В начале разработки данной концепции было недостаточно результатов испытаний или данных о связи уровня шума с конструкцией судна. Авторы полагали, что сравнивая определенные виды корпуса судна и параметры двигателя в пределах указанных допусков с аналогичными параметрами образцового судна можно оценить шум судна без проведения испытаний. Со временем объем результатов исследований по оценке шума значительно вырос во многом благодаря развитию судостроительной промышленности. Очевидно, что полагаться исключительно на сравнение технических параметров сложно и, за исключением определения вносимых потерь для выхлопной системы, результаты такой оценки шума судна нельзя считать надежными. Альтернативно настоящий стандарт предлагает использовать совокупность технических параметров корпуса и результатов измерения шума на борту, которое, как показало производство, обеспечивает желаемый уровень надежности оценки шума.

При выборе стандартного судна для применения в соответствии с настоящим стандартом, следует оценить целесообразность использования образцового судна для объекта испытаний. Следует убедиться в том, что допустимая в соответствии с настоящим стандартом положительная коррекция на 2 дБ максимального уровня звука образцового судна не превысит установленный законодательством предельный уровень шума для объекта испытаний.

Приложение ДА

(справочное)

Оформите PRO подписку

Для доступа к этим данным вам необходимо оформить PRO подписку
  • Доступ к PRO функциям сервиса

  • Отключение рекламы

  • Полная, ежедневно обновляемая информация о компаниях России