7. ПОРЯДОК УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ИХ ДОХОДОВ
Статья 30 Указа. Учет плательщиков и определение их доходов производятся на основании:
а) деклараций плательщиков, ежегодно подаваемых ими финансовым органам к 13 января. При возникновении источника дохода в течение года декларация о доходах за первый месяц подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня возникновения источника дохода, а при прекращении источника дохода в течение года - в пятидневный срок со дня прекращения источника дохода;
б) сведений, представляемых финансовым органам предприятиями, учреждениями и организациями, а также управляющими домами и владельцами строений в порядке и в сроки, устанавливаемые Народным Комиссариатом финансов СССР;
в) материалов обследования промыслов и занятий и других имеющихся сведений о доходах плательщиков.
§ 103 инструкции. Заявления (декларации) о доходах, полученных в истекшем году, подаются плательщиками в рай(гор)финотдел по месту обложения.
Освобождаются от подачи заявлений о доходах граждане, не имеющие других доходов, кроме заработков по месту работы на предприятиях, в учреждениях и организациях (статьи 5, 13, 14, 15 и 16 Указа), доходов от сельского хозяйства, а также граждане, проживающие в сельских местностях и имеющие доходы от кустарно-ремесленных промыслов, от строений и других неземледельческих занятий, полученные по месту нахождения своего сельского хозяйства, подлежащего обложению сельскохозяйственным налогом.
Освобождаются от подачи заявлений о доходах также граждане, доход которых за истекший год не превысил необлагаемого минимума (у инвалидов I и II групп инвалидности, персональных пенсионеров и лиц, получающих пенсию по старости, за выслугу лет, по случаю потери кормильца - 300 руб., у остальных граждан - 60 руб.). Инспектора госдоходов рай(гор)финотделов имеют право требовать в отдельных случаях подачи заявлений о доходах и от этих граждан.
§ 104 инструкции. Заявления о доходах пишутся на бланках установленной формы и должны быть подписаны плательщиком. Плательщики могут посылать свои заявления о доходах по почте.
§ 105 инструкции. Инспектора госдоходов обязаны следить за своевременной подачей гражданами заявлений о доходах и тщательно проверять их на основании имеющихся в рай(гор)финотделе материалов и специально собираемых для этого сведений, а также путем обследования доходов плательщиков и проверки их показаний на месте. В необходимых случаях инспектора госдоходов имеют право требовать от плательщиков представления дополнительных сведений.
§ 106 инструкции. Предприятия, учреждения и организации сообщают рай(гор)финотделам не позднее 15-го числа каждого месяца необходимые для обложения налогом сведения за предыдущий месяц о выплатах (если они имели место) гражданам за поставленные изделия, произведенные работы с применением собственного материала, оказанные услуги и т.п. Сведения о суммах, подлежащих выплате гражданам за помещения, сданные ими в аренду по договорам, предприятия, учреждения и организации сообщают финорганам в 15-дневный срок после заключения договора.
В сведениях указываются фамилия, имя, отчество и местожительство гражданина, которому произведена выплата, номер его паспорта и кем выдан, сумма выплаты, за что и за какой период выплачена эта сумма, а также на чьем материале выполнялась работа.
Не представляются сведения о всякого рода выплатах, подлежащих обложению налогом на одинаковых основаниях или по ставкам, установленным для обложения заработной платы рабочих и служащих, о заработках литераторов и работников искусств, а также о заработках рабочих и служащих, работающих для предприятий у себя на дому (§ 107 инструкции).
§ 107 инструкции. Ежегодно, не позднее 10 января, предприятия представляют рай(гор)финотделам сведения за истекший год о заработках рабочих и служащих, работающих для предприятий у себя на дому (надомники), с указанием, чей материал применяют они в своей работе на дому для предприятий, используют ли в своей работе и какое именно специальное оборудование и кому принадлежит это оборудование. Не представляются сведения о заработках надомников, выполняющих для предприятий работы по клейке пакетов, конвертов и коробок, нашивке пуговиц и кнопок, сборке булавок и тому подобные работы без использования собственных материалов и специального оборудования.
О заработках надомников - рабочих и служащих, вновь принятых на работу, сведения представляются через месяц после принятия на работу, а уволенных с работы - в 15-дневный срок по увольнении с работы.
§ 108 инструкции. Инспектора госдоходов обязаны следить за своевременным представлением сведений, указанных в § 106 и 107 настоящей инструкции, и проверять полноту представления сведений и правильность их составления.
§ 109 инструкции. В городских и сельских местностях инспектора госдоходов ежегодно, с привлечением управляющих домами и домовладельцев, проводят налоговый учет плательщиков и источников дохода в соответствии со специальной инструкцией Министерства финансов СССР о порядке проведения налогового учета и ведения документации по государственным и местным городским налогам.
§ 110 инструкции. Инспектора госдоходов рай(гор)финотделов обязаны тщательно изучать и проверять на месте источники доходов всех граждан, привлекаемых к обложению налогом, используя для этой цели сведения, получаемые от предприятий, учреждений, организаций и домоуправлений.
§ 111 инструкции. В городских местностях обследование кустарных, ремесленных и других промыслов, на занятие которыми выбираются регистрационные удостоверения, инспектора госдоходов обязаны производить не реже одного раза в квартал, обследование источника дохода от сдачи внаем помещений - не реже одного раза в год, а других источников дохода - не реже двух раз в год.
При обследовании промыслов и других источников дохода в качестве контрольных данных должно учитываться, какие нормы расхода сырья, цены на сырье и готовые изделия существуют в предприятиях, выпускаемых аналогичную продукцию, а также материалы предшествующих обследований, показания заказчиков, квартиросъемщиков и сведущих лиц.
§ 112 инструкции. При обследовании и обложении налогом доходов врачей, занимающихся частной практикой, необходимо руководствоваться следующим.
Врачи, занимающиеся частной практикой, обязаны вести книгу учета больных и полученного вознаграждения (кассовую книгу) с указанием в ней фамилий пациентов, даты приема и суммы, уплаченной каждым пациентом. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью местного рай(гор)финотдела. Кроме того, указанные врачи обязаны вести амбулаторную книгу, прошнурованную и опечатанную местным отделом здравоохранения.
Если будет установлено, что врачи не ведут указанных книг, рай(гор)финотделы наряду с привлечением таких лиц к обложению налогом обязаны сообщать о них органам здравоохранения для принятия мер к прекращению частной практики.
При обследовании доходов врачей необходимо установить, правильно ли ведется кассовая книга - записывается ли фамилия каждого пациента и сумма полученного с него вознаграждения, все ли листы в книге в сохранности, нет ли пропуска записей за отдельные периоды и если есть, - чем они вызваны. В этих целях необходимо практиковать проведение специальных периодических проверок и дежурств в приемной врача как в приемные, так и в неприемные дни и часы до полного окончания приема, бесед с пациентами о размере вознаграждения и т.п. Для сопоставления полноты записи больных в кассовой книге, по просьбе рай(гор)финотдела, может быть проверена амбулаторная книга представителем местного отдела здравоохранения.
Наряду с этим при обследовании врачей устанавливаются средние показатели за период обследования о посещаемости врача пациентами, времени, затрачиваемом на прием одного больного, приемных днях и часах, количестве пациентов, принимаемых в течение месяца (отдельно первичных и проходящих курсовое лечение), продолжительности курсового лечения, размере вознаграждения за первичный прием и курсовое лечение, посещаемости врачом пациентов на дому и размере вознаграждения за одно посещение, а также данные о расходах на содержание кабинета.
При установлении каких-либо неправильностей в ведении кассовой книги облагаемый доход врачей определяется на основании средних показателей по материалам обследования.
Для определения валового дохода у врачей, занимающихся частной практикой, учитывается количество приемных дней, часы приема, количество пациентов, количество выездов для оказания помощи на дому и размер вознаграждения, а у преподавателей различного рода кружков - количество обучающихся, продолжительность обучения, размер платы за курс обучения или каждый урок.
При определении облагаемого дохода врачей из их валового дохода исключаются расходы на медикаменты и содержание специального врачебного кабинета.
§ 113 инструкции. При обследовании кустарных и ремесленных промыслов инспектора госдоходов выясняют квалификацию кустаря или ремесленника, условия работы, заготовки сырья и сбыта готовой продукции, спрос на изделия и услуги, устанавливают количество вырабатываемых изделий и выполняемых услуг, продажную стоимость изделий или размер платы за услуги, наличие готовых изделий, стоимость сырья (материалов) и другие расходы по промыслу и т.д.
При обследовании извозного промысла инспектора госдоходов выясняют, кого обслуживает извозчик (предприятия, учреждения, организации или отдельных граждан), какие предприятия он обслуживает, насколько он загружен работой на предприятиях, количество перевозок в день, характер перевозок (пассажиров, товаров, топлива и т.п.), плату за одну поездку и т.п.
Инспектор госдоходов должен сличить показания плательщика с контрольными данными и, в случае значительных расхождений, выяснить причины этих расхождений.
Такими данными для использования при обследовании кустарей и ремесленников являются:
- сведения соответствующих предприятий о применяющихся нормах затрат сырья и материалов на изделия и услуги;
- сведения заказчиков и других граждан о ценах на изделия, стоимости работы и т.п.;
- материалы предшествующих обследований;
- данные предприятий, учреждений и организаций о суммах, выплаченных кустарю за выполненные работы и за изделия.
Количество вырабатываемых изделий, выполняемых работ должно устанавливаться по каждому виду изделий (работ) в единицу времени: по мелким изделиям - в день, по крупным - в 2 - 3 дня, неделю, месяц. Вместе с тем при обследовании устанавливается затрата времени на одно изделие или на услугу и эти данные сопоставляются с показаниями о выработке изделий (выполнении работ).
В промыслах, где вырабатываются различные изделия (выполняются разные работы), при обследовании устанавливается удельный вес каждого вида изделий (работ) в общей выработке плательщика за определенный период. Эти данные устанавливаются также путем проведения дежурств в течение рабочего дня и периодического снятия наличия готовых изделий и заказов.
Заявление плательщика о продолжительности рабочего дня и неполной загрузке работой обязательно проверяется путем посещения кустаря периодически в разные часы дня, опроса сведущих лиц, снятия наличия готовых изделий и заказов.
Периодические дополнительные контрольные проверки проводятся и для установления участия в промысле членов семьи, а также продажной цены изделий или платы за работу, для чего производится опрос покупателей, заказчиков и т.п.
§ 114 инструкции. В сельских местностях обследование промыслов и занятий граждан, подлежащих обложению подоходным налогом, производится не реже двух раз в год, а источника дохода от сдачи внаем помещений - не реже одного раза в год, путем опроса плательщиков. В качестве контрольных материалов, характеризующих размеры доходов плательщиков, используются данные, имеющиеся в сельском Совете, сведения, полученные от отдельных граждан данного селения, сведения предприятий, учреждений и организаций о произведенных выплатах гражданам за поставленные изделия, произведенные работы, оказанные услуги и т.п.
§ 115 инструкции. О результатах обследования, дежурства, контрольной проверки составляется на месте соответствующий акт.
Акт заполняется чернилами. Все исправления в акте должны быть оговорены за подписями инспектора госдоходов и плательщика. Сведения о количестве изделий (оказываемых услуг), времени, затрачиваемом на их изготовление, себестоимости и продажной цене изделий, расходе сырья, материалов и их стоимости обязательно указываются в акте цифрами и прописью.
По окончании обследования инспектор госдоходов должен на основе акта обследования не позднее следующего дня составить расчет облагаемого дохода плательщика за период обследования.
В случае отказа кустарей и ремесленников от подписи акта обследования промысла, произведенного инспектором госдоходов, разрешается облагаемый доход таких кустарей и ремесленников определять на основании материалов изучения промыслов с учетом уровня обложения налогом кустарей, занимающихся аналогичными промыслами.
Фактический доход кустарей и ремесленников устанавливается на основе материалов тщательного обследования промыслов и других документов, причем никакие нормы затрат сырья, материалов, рабочего времени и т.п., действующие в предприятиях и организациях, не могут быть механически применены к кустарю и ремесленнику при определении его фактических доходов.
Статья 31 Указа. Должностным лицам финансовых органов предоставляется право:
а) проверки документов предприятий, учреждений и организаций по исчислению и удержанию налога, а также и по сдаче в бюджет удержанных сумм налога;
б) проверки документов предприятий, учреждений и организаций, обязанных представлять финансовым органам сведения, необходимые для обложения налогом (ст. 30);
в) беспрепятственного входа в помещения, где производятся занятия и промыслы, проверки относящихся к этим занятиям и промыслам документов и осмотра запасов сырья, материалов и готовых изделий.
Статьи 32 - 36 Указа (утратили силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1962 г.).
Статья 37 Указа. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков принимаются меры взыскания:
а) за просрочку платежа налога взимается пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки;
б) по истечении срока уплаты составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате передается в народный суд по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1962 г.).
(пункт "в" ст. 37 утратил силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1961 г.).
§ 116 инструкции. Взыскание недоимок налога производится рай(гор)финотделами в соответствии со специальной инструкцией Министерства финансов СССР по этому вопросу.
Статья 38 Указа. Жалобы на обложение налогом подаются заведующим районными (городскими) финансовыми отделами в течение месячного срока со дня вручения платежного извещения.
Жалобы на решения заведующих районными (городскими) финансовыми отделами подаются в месячный срок в Народный Комиссариат финансов союзной республики, не имеющей областного деления, в Народный Комиссариат финансов автономной республики или в краевой (областной) финансовый отдел (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1962 г.).
§ 117 инструкции. Рассмотрение жалоб плательщиков на обложение налогом производится в порядке, установленном специальной инструкцией Министерства финансов СССР по этому вопросу.
Статья 39 Указа. Подача жалоб не приостанавливает взыскания налога.
В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возвращены в 10-дневный срок.
В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.
Статья 40 Указа. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным Комиссариатом финансов СССР.
Статья 41 Указа. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 1943 г.
Первое удержание налога с рабочих и служащих (и приравненных к ним плательщиков) на основании этого Указа производится из заработной платы за первую половину июля 1943 г.
Статья 42 Указа. С введением в действие настоящего Указа считать утратившими силу:
Закон о подоходном налоге с населения и Закон о сборе на нужды жилищного и культурно-бытового строительства с населения, облагаемого подоходным налогом, принятые 4 апреля 1940 г. VI сессией Верховного Совета СССР I созыва.
§ 118 инструкции. Настоящая инструкция вводится в действие с 1 июля 1968 г.
С введением в действие этой инструкции считать утратившими силу:
а) инструкцию Министерства финансов СССР от 10 августа 1964 г. N 222 "О подоходном налоге с населения";
б) письма Министерства финансов СССР:
- от 4 мая 1953 г. N 595 "Об усилении контроля за правильным предоставлением льгот по налогам, взимаемым с заработной платы рабочих и служащих";
- от 6 ноября 1963 г. N 332 "Об усилении контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налогов с заработной платы рабочих и служащих";
- от 28 августа 1964 г. N 246 "Об освобождении от подоходного налога заработков граждан от сдачи организациям отдельных видов продуктов";
- от 17 октября 1964 г. N 317 "О поправке к инструкции Министерства финансов СССР "О подоходном налоге с населения";
- от 6 мая 1965 г. N 168 "О подоходном налоге с работников государственных предприятий и организаций сельского хозяйства";
- от 18 мая 1965 г. N 180 "Об изменении порядка исчисления подоходного налога с доходов от кустарно-ремесленных промыслов и других источников" (раздел I);
- от 31 мая 1965 г. N 200 "О порядке обложения налогами премий и выплат за работу в праздничные дни";
- от 29 ноября 1965 г. N 464 "О порядке предоставления отдельным гражданам льготы по ст. 4 Указа о подоходном налоге с населения";
- от 31 января 1966 г. N 45 "Об отмене взимания налогов с заработков охотников-промысловиков и лиц, временно привлекаемых к добыче пушнины" в части подоходного налога с населения;
- от 18 февраля 1966 г. N 69 "О льготе по подоходному налогу авторам промышленных образцов";
- от 28 марта 1966 г. N 120 "О частичном изменении параграфа 13 инструкции Министерства финансов СССР от 10 августа 1964 г. N 222 "О подоходном налоге с населения";
- от 13 октября 1966 г. N 334 "О некоторых мерах, принятых по стимулированию расширения выпуска сувениров для продажи населению к 50-летию Советской власти" (часть вторая);
- от 18 октября 1966 г. N 340 "Об освобождении от обложения подоходным налогом лауреатов Государственных премий СССР по этим премиям";
- от 6 июня 1967 г. N 182 "Об освобождении от обложения подоходным налогом премий Ленинского комсомола";
- от 10 ноября 1967 г. N 353 "О снижении размеров налогов с заработной платы рабочих и служащих" в части подоходного налога с населения;
в) все другие указания Министерства финансов СССР и его Управления госдоходов по вопросам исчисления и уплаты подоходного налога с населения за исключением:
- указаний о предоставлении льгот в отдельных местностях, установленных специальными решениями Правительства СССР или на основании ст. 4 Указа;
- указаний о порядке обложения подоходным налогом отдельных лиц;
- письма Министерства финансов СССР от 30 ноября 1965 г. N 467 "Об усилении внимания работе по обложению налогами кустарей и ремесленников";
- письма Министерства финансов СССР и ВЦСПС от 18 января 1966 г. N 27/2 "О мерах по усилению контроля за правильностью удержания налогов из заработной платы рабочих и служащих";
- письма Министерства финансов СССР от 26 февраля 1966 г. N 81 "О порядке обложения налогами граждан, получающих доходы от религиозных органов, а также предприятий этих органов".
Заместитель министра
финансов СССР
В.ДЕМЕНЦЕВ
Начальник Управления
государственных доходов
С.МИРОЩЕНКО
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 21 марта 1968 г. N 70
Выдана гр-ну __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в том, что он проживает по ________________________________________________
(название улицы, N дома, N квартиры)
___________________ и на его иждивении находятся следующие лица, не имеющие
никаких источников дохода (в том числе не получающие стипендий и пенсий):
N п/п | Фамилия, имя, отчество иждивенца | Степень родства | N п/п | Фамилия, имя, отчество иждивенца | Степень родства |
Справка выдана для представления в ____________________________________
(название организации)
на предмет получения скидки на иждивенцев при обложении подоходным налогом.
Примечание. Справка может быть выдана только одному из супругов по их
выбору. Выдача справок о наличии иждивенцев обоим супругам, а также
включение в число иждивенцев лиц, получающих стипендии, пенсии или
находящихся на государственном содержании, запрещается.
Управляющий домом ___________________
(подпись)
Делопроизводитель ___________________
(подпись)
Печать
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 21 марта 1968 г. N 70
учета справок о наличии иждивенцев, выданных гражданам
для получения по подоходному налогу скидки на иждивенцев
N п/п | Улица, N дома и квартиры | Фамилия, имя, отчество лица, которому выдана справка | На какое количество иждивенцев выдана справка | Расписка в получении справки |