4. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Инструкция Минфина СССР от 21.03.1968 N 70 "О подоходном налоге с населения"

Документ утратил силу или отменен

4. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

И ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ

УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

§ 63 инструкции. Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить правильное исчисление и удержание налога с заработной платы рабочих и служащих и с заработков, выплачиваемых другим гражданам, своевременное и правильное предоставление установленных льгот, а также полное и своевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога.

В этих целях руководители и главные (старшие) бухгалтеры предприятий, учреждений и организаций должны:

- ежегодно перед началом года, а также при зачислении на работу, принять меры к оповещению каждого рабочего и служащего о порядке и сроке представления документов, дающих право на льготу, и предупредить о последствиях несвоевременного их представления. При этом необходимо установить систематический контроль за представлением документов, особенно в случаях, когда документы своевременно не могут быть представлены рабочими и служащими в связи с болезнью, нахождением в командировке либо по другим уважительным причинам;

- обеспечить тщательное изучение счетными работниками, исчисляющими налоги с заработной платы, законодательства и инструкций по этим налогам, а также своевременное посещение ими инструктивных совещаний, организуемых рай(гор)финотделами;

- установить строгий контроль за правильным исчислением, своевременным удержанием и перечислением в бюджет налогов с заработной платы.

§ 64 инструкции. Районные (городские) финансовые отделы несут ответственность за правильную организацию на предприятиях, в учреждениях и организациях работы по взиманию налогов с заработков, выплачиваемых рабочим, служащим и другим гражданам.

В соответствии с планом, утверждаемым заведующим ран(гор)финотделом, работники госдоходов проводят не реже одного раза в год проверку в предприятиях, учреждениях, организациях правильности удержания налога с рабочих и служащих, предоставления льгот, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм. Правильность исчисления налога должна быть проверена в выборочном порядке по лицевым счетам рабочих и служащих по заработку за последние три месяца и по имеющимся в бухгалтерии документам, подтверждающим правильность предоставления льгот. При установлении массовых фактов удержания налога с рабочих и служащих в большем, чем следует, размере лицевые счета этих рабочих и служащих проверяются за истекшие ко дню проверки 12 месяцев. Предприятия, учреждения и организации, в которых будут установлены нарушения при взимании налога, подлежат повторной проверке в части выполнения предложений по акту предыдущей проверки.

Заведующим районными и городскими финансовыми отделами, в зависимости от состояния работы по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, разрешается не включать в перечень подлежащих проверке предприятия, учреждения и организации, в которых предыдущими проверками не выявлялось нарушений налогового законодательства и хорошо организован контроль со стороны профсоюзных организаций. При этом должна быть обеспечена такая организация работы, чтобы было проверено большее количество лицевых счетов рабочих и служащих на других предприятиях.

Перечень предприятий, учреждений и организаций, подлежащих проверке, с указанием конкретных сроков проверки по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих утверждается заведующим рай(гор)финотделом.

При проверке лицевых счетов необходимо обратить внимание на правильность включения и исключения из облагаемого заработка рабочего и служащего отдельных сумм. Одновременно проверяются кассовые документы с целью выявления дополнительно выплаченных сумм за случайные и временные работы.

Проверка по имеющимся в рай(гор)финотделе карточкам учета поступлений налогов с рабочих и служащих формы N 15 полноты и своевременности перечисления в бюджет сумм налогов с заработной платы должна осуществляться ежемесячно лично начальником инспекции (старшим инспектором) госдоходов.

В случаях, когда суммы налога, перечисленные предприятиями, учреждениями и организациями в данном месяце, значительно меньше сумм, перечисленных в прошлом месяце, либо, когда налог в текущем месяце не перечислен в обычные сроки, необходимо немедленно выяснить в этих предприятиях, учреждениях и организациях причины уменьшения или неперечисления сумм налога и принять необходимые меры.

§ 65 инструкции. При проверке своевременности и полноты перечисления удержанных сумм налога работники госдоходов обязаны:

сопоставлять записи бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций о начисленных суммах налога (по счету расчетов с бюджетом) с итогами сумм налога, удержанных по ведомостям на выдачу заработной платы. Для выявления, все ли ведомости предъявлены для проверки, надо сверить общую сумму начисленной по этим ведомостям заработной платы с данными бухгалтерского учета по счету рабочих и служащих и счету прочих кредиторов (по выплатам за случайные и временные работы);

сверять имеющиеся в районном (городском) финансовом отделе данные о поступивших в бюджет суммах налога (по карточкам учета поступлений формы N 15) с имеющимися в делах бухгалтерии предприятия, учреждения, организации экземплярами копий платежных поручений на перечисление налога с отметкой учреждения банка о принятии этих поручений к исполнению, а также с данными бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций (записи по счету расчетов с бюджетом) о перечисленных в бюджет суммах налога.

При обнаружении расхождений в записях о поступивших суммах налога, значащихся в карточке формы N 15, с данными записей бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций (записи по счету расчетов с бюджетом) о перечисленных суммах, необходимо немедленно произвести проверку по подлинным платежным поручениям на перечисление налога, находящимся в учреждении Госбанка;

подсчитать на выборку в ведомостях на выдачу заработной платы правильность итога удержанных сумм налога.

Для контроля за правильным удержанием и своевременным перечислением в бюджет налогов с рабочих, служащих и приравненных к ним по обложению граждан работники госдоходов могут привлекать общественных инспекторов из числа опытных бухгалтеров, пенсионеров - бывших инспекторов госдоходов и др., которые должны быть проинструктированы о порядке удержания и перечисления налогов с рабочих и служащих.

§ 66 инструкции. О результатах проверки составляется акт.

Оставшиеся неперечисленными суммы с начислением пеней взыскиваются с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке, предусмотренном инструкцией Министерства финансов СССР о порядке взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.

О выявленных проверкой ошибках и нарушениях инспектора госдоходов обязаны докладывать главным (старшим) бухгалтерам, а в соответствующих случаях (при наличии многих ошибок и нарушений) руководителям и фабзавместкомам предприятий, учреждений и организаций для принятия необходимых мер. Наряду с этим необходимо ставить перед руководителями предприятий, учреждений и организаций вопрос о взыскании с виновных лиц ущерба, причиненного уплатой пеней за несвоевременное перечисление сумм налогов в доход бюджета.

§ 67 инструкции. В целях обеспечения правильного удержания налогов из заработной платы рабочих и служащих, своевременного и полного перечисления удержанных сумм в бюджет финансовые органы обязаны:

- организовать на предприятиях, в учреждениях и организациях проведение работы по разъяснению рабочим и служащим, какие льготы по налогам установлены законом, какие документы и в какой срок должны быть представлены (предъявлены) для своевременного получения льгот;

- систематически инструктировать счетных работников, особенно вновь поступивших на работу, о порядке и правилах взимания налогов с заработной платы и порядке предоставления рабочим и служащим установленных льгот на проводимых для этого совещаниях и семинарах, снабжать счетных работников инструктивным материалом и таблицами по исчислению налогов.

§ 68 инструкции. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. N 479 и постановлением Президиума ВЦСПС от 10 июля 1959 г. контроль за правильностью взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих должен осуществляться на предприятиях, в учреждениях и организациях фабрично-заводскими и местными комитетами профсоюзов независимо от проверок, проводимых финансовыми органами по этому вопросу.

В связи с этим фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов должны:

- выделить из состава комиссий по заработной плате группу работников для осуществления систематического контроля за правильным исчислением налогов с заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях. Укрепить количественно и качественно составы этих групп там, где они уже организованы. С помощью финансовых органов обеспечить изучение этими работниками действующего налогового законодательства. По просьбе финансовых органов выделять им в помощь общественных инспекторов;

- широко знакомить рабочих и служащих с материалами проверок правильности удержания налогов из заработной платы, практиковать отчеты по этому вопросу руководителей и главных (старших) бухгалтеров на совещаниях и собраниях коллективов предприятий, учреждений и организаций;

- при выявлении нарушений в исчислении налогов с заработной платы добиваться принятия мер к немедленному их устранению и привлечению в соответствующих случаях к дисциплинарной ответственности работников, допустивших эти нарушения.

Комитеты профсоюзов контролируют своевременность оповещения рабочих и служащих о действующих льготах и сроках представления документов для получения льгот, а также оказывают соответствующую помощь рабочим и служащим в случаях, когда они по тем или иным причинам не могут представить документы к установленному сроку.

Проверку правильности взимания налогов с заработной платы рабочих и служащих целесообразно проводить в небольших учреждениях и организациях по возможности два раза в год, а на крупных предприятиях, в учреждениях и организациях - раз в квартал. Проверка производится в выборочном порядке по лицевым счетам рабочих и служащих, ведомостям на выдачу зарплаты и другим документам, по которым выплачиваются заработки, а при установлении существенных ошибок - по всем лицевым счетам работников управления, отдела, цеха и т.п. По тем лицевым счетам рабочих и служащих, в которых выявлены ошибки при исчислении налогов, необходимо поставить вопрос о проверке правильности исчисления налогов за последние 12 месяцев, так как за этот период должны быть возвращены излишне удержанные суммы.

Финансовые органы обязаны оказывать фабзавместкомам необходимую помощь в части организации работы по осуществлению указанного контроля, тщательно инструктировать представителей общественности, выделенных фабзавместкомами, о порядке исчисления и удержания налогов с заработной платы рабочих и служащих, снабжать этих представителей инструктивными материалами и таблицами по исчислению налогов, а также бланками актов проверки правильности удержания налогов. Акты проверки могут составляться представителями общественности по произвольной форме. При составлении актов на бланках ф. N 19 (приложение N 19 к инструкции Министерства финансов СССР от 8 августа 1960 г. N 277) показатели, касающиеся сведений о предприятии, учреждении, организации и счетных работниках, занятых исчислением и перечислением налогов, указываются при первичной проверке, произведенной в данном году; при повторных проверках эти сведения могут не указываться в актах.

Составленные акты проверки передаются фабзавместкому и местному финансовому органу для принятия необходимых мер к устранению выявленных нарушений.