УПРОЧНЕНИЕ ДИСКОВ КОЛЕС ДРОБЬЮ

"ГОСТ Р 59238-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Колеса цельнокатаные колесных пар подвижного состава метрополитена. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 03.12.2020 N 1245-ст)

УПРОЧНЕНИЕ ДИСКОВ КОЛЕС ДРОБЬЮ

Б.1 Общие требования к упрочнению дисков колес дробью

Б.1.1 Упрочнению дробью подвергают колеса, прошедшие термическую обработку. Упрочнение проводят по технологической инструкции предприятия-изготовителя.

Б.1.2 Упрочнение поверхности дисков колес производят на специализированных дробеметных или дробеструйных установках.

Б.1.3 Упрочнение дисков колес производят дробью стальной литой типа ДСЛ, ДСЛУ номеров от 1,4 до 3,2 по ГОСТ 11964-81 с твердостью по Виккерсу от 365 до 545 HV или другой дробью, изготовленной по действующей нормативной документации и не уступающей указанной по качеству.

Б.1.4 В дробеметной или дробеструйной установке должно быть не менее 85% дроби номеров 1,4 и более.

Б.1.5 Обработке дробью подвергают поверхности диска и зон перехода диска в обод и ступицу с наружной и внутренней сторон колес. При обработке диска допускается попадание дроби на другие поверхности колес, кроме поверхности катания, гребня и отверстия ступицы. Внешний вид других поверхностей, на которые попала дробь при обработке диска, не является причиной браковки колес.

Б.1.6 Интенсивность обработки при упрочнении дисков колес должна обеспечивать значение прогиба контрольной пластины не менее 0,2 мм.

Б.1.7 Полнота покрытия поверхности дробью должна составлять не менее 98%.

Б.2 Правила приемки и методы контроля

Б.2.1 Контрольные испытания интенсивности обработки проводят в начале работы и периодически через 8 ч работы установки.

Контроль качества дроби проводят в соответствии с технологической документацией предприятия-изготовителя.

Б.2.2 Приемку колес проводят партиями. Партией считают число колес, подвергнутых упрочнению дробью, между двумя контрольными испытаниями.

Б.2.3 Интенсивность упрочнения дробью контролируют по значению прогиба контрольной пластины.

Б.2.3.1 Если значение прогиба контрольной пластины составляет менее 0,2 мм, то проводят повторные испытания на двух контрольных пластинах; при этом значение прогиба каждой из них должно быть не менее 0,2 мм.

Б.2.3.2 При неудовлетворительных результатах повторных испытаний предпринимают корректирующие действия, предусмотренные технологической документацией предприятия-изготовителя.

Б.2.3.2.1 Если среднее значение прогиба двух контрольных пластин составляет от 0,16 до 0,19 мм, то вторую половину партии колес подвергают повторной обработке в течение времени, равного половине от установленного технологическим циклом.

Б.2.3.2.2 Если среднее значение прогиба двух контрольных пластин составляет менее 0,16 мм, то все колеса партии подвергают повторной обработке по полному технологическому циклу упрочнения.

Б.2.4 Полноту покрытия поверхности диска дробью контролируют на каждом колесе визуально или автоматизированными или автоматическими средствами.

Поверхность считают полностью обработанной, если по всей обработанной поверхности колеса имеются равномерно расположенные перекрывающиеся лунки от дроби, что обеспечивает 98%-ную полноту покрытия.

Б.2.5 Одновременно с полнотой покрытия поверхности визуально контролируют степень очистки поверхности колес от окалины. При обнаружении дефектов на упрочненной и очищенной от окалины поверхности колеса подвергают ремонтной обточке.

Б.2.6 Определение значения прогиба контрольной пластины.

Б.2.6.1 Контрольные пластины должны иметь следующие размеры, мм;

2,4 +/- 0,02 ...............................................................

толщина;

75 +/- 0,4 ..................................................................

длина;

20-0,1 .........................................................................

ширина.

Б.2.6.2 Отклонение поверхности контрольной пластины от плоскостности не должно превышать 0,025 мм.

Б.2.6.3 Твердость по Виккерсу пластин должна быть от 450 до 520 HV (от 44 до 49 HRC).

Б.2.6.4 Контрольные пластины закрепляют в зажимных устройствах, которые располагают с наружной стороны колеса в месте перехода ступицы к диску и на внутренней стороне колеса в месте перехода диска в обод.

Б.2.6.5 Колесо с контрольными пластинами подвергают упрочнению дробью в соответствии с технологической инструкцией предприятия-изготовителя.

Б.2.6.6 Прогиб контрольной пластины определяют с помощью индикаторов с ценой деления 0,01 мм, прошедших калибровку.

Б.2.7 Данные о колесах, прошедших упрочнение дробью, результаты контроля качества дроби, значения прогиба контрольной пластины, сведения о корректирующих действиях заносят в журнал.