6 Правила приемки

"ГОСТ Р 59238-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Колеса цельнокатаные колесных пар подвижного состава метрополитена. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 03.12.2020 N 1245-ст)

6 Правила приемки

6.1 Приемо-сдаточные испытания

6.1.1 Для проверки соответствия колес с предварительной механической обработкой и чистовых колес требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные испытания в объеме, указанном в таблицах 7 и 8 соответственно.

Таблица 7

Объем приемо-сдаточных испытаний колес с предварительной

механической обработкой

Контролируемые характеристики

Подраздел, пункт

Объем выборки

Периодичность испытаний

Химический состав стали <1>

5.1.3

Ковшевая проба

Каждая плавка

Массовая доля водорода

5.1.5

Одно измерение

Каждая плавка

Геометрические размеры и отклонения формы колес

4.1.1 - 4.1.3

Каждое колесо

Каждая партия

Параметры шероховатости поверхностей

4.1.4

Каждое колесо

Каждая партия

Содержание и качество маркировки

5.1.19

Каждое колесо

Каждая партия

Поверхностные дефекты, выявляемые визуальным контролем

5.1.14, 5.1.18

Каждое колесо

Каждая партия

Поверхностные дефекты, выявляемые МК <4>

5.1.13, 5.1.15

Каждое колесо

Каждая партия

Внутренние дефекты, выявляемые УЗК <4>

5.1.7

Каждое колесо

Каждая партия

Остаточные напряжения (сходимость обода)

5.1.12

Одно колесо

Каждая партия <3>

Макроструктура

5.1.6

Одно колесо

Каждая плавка

Загрязненность стали обода неметаллическими включениями

5.1.8

Одно колесо

Каждая 10-я плавка

Механические свойства стали обода при растяжении

5.1.9

Одно колесо

Каждая партия <3>

Временное сопротивление стали диска при растяжении

5.1.9

Одно колесо

Каждая 10-я партия <3>

Ударная вязкость стали обода при 20 °C

5.1.9

Одно колесо

Каждая 25-я партия <3>

Ударная вязкость стали диска при 20 °C

5.1.9

Одно колесо

Каждая партия <3>

Ударная вязкость стали диска при минус 60 °C

5.1.9

Одно колесо

Каждая 25-я партия <3>

Твердость по Бринеллю стали обода

5.1.9

Одно колесо

Каждая партия <3>

Разница значений твердости по Бринеллю стали обода на глубине 30 мм от поверхности катания по периметру колеса

5.1.10

Одно колесо

Каждая 25-я партия <3>

Разница значений твердости по Бринеллю стали на боковой поверхности ободьев колес одной партии <2>

5.1.11

Каждое колесо

Каждая партия

<1> По требованию заказчика или при экспертизе допускается проводить химический анализ состава стали (5.1.3, 5.1.4) на пробах, взятых из колес.

<2> Контроль разницы значений твердости по Бринеллю стали на боковой поверхности ободьев колес одной партии (5.1.11) проводят по требованию заказчика.

<3> В случае составления из одной плавки нескольких партий колес одной конструкции, подвергнутых термообработке по одному режиму, периодичность испытаний - каждая плавка.

<4> Элементы колес, подвергаемые контролю на наличие поверхностных и внутренних дефектов, должны быть указаны в конструкторской документации, согласованной с заказчиком.

Таблица 8

Объем приемо-сдаточных испытаний чистовых колес

Контролируемые характеристики

Подраздел, пункт

Объем выборки

Периодичность испытаний

Геометрические размеры и отклонения формы колес

4.2.1 - 4.2.5

Каждое колесо

Каждая партия

Параметры шероховатости поверхностей

4.2.6

Каждое колесо

Каждая партия

Содержание и качество маркировки

5.2.7

Каждое колесо

Каждая партия

Поверхностные дефекты, выявляемые визуальным контролем

5.2.2

Каждое колесо

Каждая партия

Поверхностные дефекты, выявляемые МК <1>

5.2.1, 5.2.3

Каждое колесо

Каждая партия

Внутренние дефекты, выявляемые УЗК <1>

5.2.4

Каждое колесо

Каждая партия

<1> Элементы колес, подвергаемые контролю на наличие поверхностных и внутренних дефектов, должны быть указаны в конструкторской документации, согласованной с заказчиком.

Примечание - В случае изготовления и поставки заказчику колес заданного типоразмера только в чистовом исполнении объем приемо-сдаточных испытаний данных колес должен включать все испытания в соответствии с таблицей 7.

6.1.2 Колеса предъявляют к приемке партиями. Колеса, отставшие от партии до упрочняющей термической обработки или в процессе ее проведения, допускается комплектовать в сборную партию с числом колес до 100 шт. Сборную партию колес комплектуют из стали одной марки по значению углеродного эквивалента "углерод плюс 1/4 марганца", разница между наибольшим и наименьшим значениями которого в сборной партии не должна превышать 0,07%.

6.1.3 Колеса, принятые службой технического контроля предприятия-изготовителя, предъявляют представителю заказчика по его требованию.

Представитель заказчика, не вмешиваясь в ход технологического процесса производства колес, имеет право на проведение инспекторского контроля технологического процесса, присутствие при всех испытаниях и получение результатов испытаний. Представителю заказчика предоставлено право выборочного контроля технологии изготовления колес и проведения совместно со службой технического контроля предприятия-изготовителя дополнительных испытаний и проверки качества колес.

Условия и порядок проведения представителем заказчика контроля технологии изготовления и соответствия колес требованиям настоящего стандарта должны быть указаны в документации на поставку колес.

6.1.4 При обнаружении в макроструктуре металла флокенов всю партию колес бракуют. При обнаружении других недопустимых дефектов макроструктуры (см. 5.1.6) проводят повторный контроль макроструктуры на двух других колесах этой партии. При обнаружении хотя бы в одном из них недопустимых дефектов всю партию колес бракуют.

6.1.5 При неудовлетворительных результатах испытаний на механические свойства, остаточные напряжения и загрязненность стали неметаллическими включениями проводят повторные испытания на двух других колесах этой партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

6.1.6 При неудовлетворительных результатах повторных испытаний на механические свойства, включая разницу значений твердости обода по периметру колеса, и остаточные напряжения, но при удовлетворительных результатах контроля макроструктуры и загрязненности стали неметаллическими включениями для каждой партии колес проводят не более двух дополнительных упрочняющих термических обработок.

6.1.7 После повторной упрочняющей термической обработки колеса подвергают испытаниям как новую партию, за исключением контроля макроструктуры и загрязненности неметаллическими включениями. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному из показателей всю партию колес бракуют.

6.1.8 Результаты приемо-сдаточных испытаний колес оформляют в соответствии с ГОСТ 15.309. Предприятие-изготовитель хранит данные о результатах испытаний в архиве 20 лет.

6.1.9 Каждую партию колес сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

- наименование предприятия-изготовителя;

- наименование изделия и обозначение чертежа;

- номинальный диаметр по кругу катания;

- номинальный диаметр отверстия ступицы;

- число колес;

- номер плавки;

- номера колес;

- марку стали колес;

- дату отгрузки партии колес;

- обозначение настоящего стандарта.

Документ о качестве должен быть подписан представителем службы технического контроля предприятия-изготовителя колес. Условия подписания документа о качестве представителем заказчика должны быть указаны в документации на поставку колес.

По требованию заказчика в документе о качестве может быть указана информация о результатах приемо-сдаточных испытаний колес.

6.2 Испытания для подтверждения соответствия

6.2.1 Отбор образцов колес для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов осуществляют после проведения приемо-сдаточных испытаний.

6.2.2 Отбор образцов колес производят методом отбора "вслепую" по ГОСТ 18321 от одной партии, принятой службой технического контроля предприятия-изготовителя:

- одно колесо для испытаний в соответствии с 4.1.1 - 4.1.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.8 - 5.1.10, 5.1.12 - 5.1.14, 5.1.18, 5.1.19 (для колес с предварительной механической обработкой) или в соответствии с 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.7 (для колес чистовых);

- два колеса с прошедшими окончательную механическую обработку дисками для испытаний в соответствии с 5.3.1 (для колес с предварительной механической обработкой или для колес чистовых в зависимости от того, на каком типе колес проводят окончательную механическую обработку дисков);

- одно колесо для испытаний в соответствии с 5.3.2.

6.3 Типовые испытания

6.3.1 Типовые испытания проводят в случаях:

а) изменения существующей конструкции колеса;

б) применения нового материала колеса;

в) изменения технологии изготовления колеса;

г) увеличения осевой нагрузки на колесную пару или конструкционной скорости.

Отбор образцов колес производят методом отбора "вслепую" по ГОСТ 18321 от одной партии.

Объем, порядок и оценка результатов проведения типовых испытаний определяются в программе и методике испытаний в соответствии с ГОСТ 15.309 в зависимости от вносимых изменений в конструкцию, материал и/или технологию изготовления колеса.