СОВЕТ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(Бурабай, 29 мая 2015 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года (прилагаются).
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам принять меры по реализации Основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года.
3. Межправительственному совету по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству:
разработать в 2015 году План мероприятий по реализации указанных Основных направлений и внести его на утверждение Экономического совета СНГ;
регулярно рассматривать ход реализации Основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года на заседаниях совета и при необходимости информировать Экономический совет СНГ.
От Азербайджанской Республики | От Российской Федерации | ||
-------- | Д.МЕДВЕДЕВ | ||
От Республики Армения | От Республики Таджикистан | ||
О.АБРААМЯН | К.РАСУЛЗОДА | ||
От Республики Беларусь | От Туркменистана | ||
А.КОБЯКОВ | -------- | ||
От Республики Казахстан | От Республики Узбекистан | ||
К.МАСИМОВ | -------- | ||
От Кыргызской Республики | От Украины | ||
Т.САРИЕВ | |||
От Республики Молдова | |||
-------- |
Решением
Совета глав правительств СНГ
об Основных направлениях сотрудничества
государств - участников СНГ в области
лесного хозяйства и лесной промышленности
на период до 2025 года
от 29 мая 2015 года
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в лесном хозяйстве и лесной промышленности на период до 2025 года (далее - Основные направления) являются выражением согласованных взглядов государств - участников СНГ в стратегических вопросах экономического, технологического, социального развития и управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Основные направления базируются на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований, анализе экономической ситуации, сложившейся в государствах - участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагают реализацию их положений на период до 2025 года.
Основные направления разработаны с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и планов мероприятий по ее реализации.
В Основных направлениях определены принципы, цели, задачи государств - участников СНГ в лесном хозяйстве и лесной промышленности, а также механизмы их реализации.
Основные направления предусматривают развитие многостороннего и двустороннего международного сотрудничества государств - участников СНГ в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов.
Принципами организации сотрудничества являются добровольность и самостоятельность государств - участников СНГ в определении глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.
Основные направления призваны обеспечить устойчивое развитие и экономическое взаимодействие государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года, экономическую безопасность и повышение благосостояния качества жизни населения на основе достижения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.
1. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ
Развитие лесного хозяйства в государствах - участниках СНГ является одним из приоритетов и необходимым условием устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни граждан.
Республика Армения. Общая покрытая лесом площадь в Республике Армения составляет 332,3 тыс. га. Управление лесным фондом осуществляется двумя министерствами: Министерством сельского хозяйства - около 75% лесных территорий и Министерством охраны природы - 25%.
В структуре Министерства сельского хозяйства управление лесами осуществляет ГНКО "Армлес" на территории 19 лесхозов.
В структуре Министерства охраны природы управление лесами на особо охраняемых природных территориях (общая площадь лесов составляет 65 тыс. га) осуществляют государственные некоммерческие организации: национальные парки, заповедники, заказники, биосферный комплекс.
В Республике Армения контроль в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов осуществляет государственная природоохранная инспекция при Министерстве охраны природы.
В Республике Армения в период 2000 - 2013 годов за счет государственного финансирования и с помощью международных организаций были проведены лесовосстановительные работы на территории площадью 34 734 га.
В целях развития лесного сектора и сокращения объема нелегальных рубок в 2004 - 2005 годах Правительством Республики Армения и Национальным собранием Республики Армения был разработан и утвержден ряд важнейших программ и законов, в частности Национальная лесная политика и стратегия Республики Армения, Национальная лесная программа Республики Армения, План по борьбе с нелегальными рубками и Лесной кодекс Республики Армения.
Стратегия лесной политики была утверждена правительством 30 сентября 2004 года (на 15 лет - до 2019 года). Она охватывает вопросы, связанные с развитием лесного хозяйства, изменением климата, развитием сельской местности.
Для сокращения нелегальных рубок и обеспечения населения древесиной принято решение Правительства Республики Армения, согласно которому сельские общины смогут получить в год бесплатно на одну семью до 8 куб. м топливной древесины (валежника).
В связи с созданием соответствующей законодательной базы и усилением охраны лесов наблюдается устойчивая тенденция сокращения нелегальных рубок.
Динамика зарегистрированных нелегальных рубок,
2004 - 2013 годы
В связи с созданием в некоторых лесхозах мобильных противопожарных групп для быстрого реагирования при тушении лесных пожаров, оснащенных современной техникой и транспортными средствами, сократилось количество лесных пожаров.
Год | Количество пожаров | Сгоревшая площадь, га | В том числе | |
лесопокрытая площадь, га | нелесопокрытая площадь, га | |||
2004 | 2 | 13,5 | 1,5 | 12 |
2005 | 10 | 45,445 | 20,125 | 25,32 |
2006 | 10 | 333,56 | 299,2 | 34,36 |
2007 | 1 | 12,5 | 12,5 | - |
2008 | 8 | 18,97 | 15,17 | 3,8 |
2009 | 17 | 18,655 | 7,49 | 11,165 |
2010 | 49 | 810,58 | 775,13 | 35,45 |
2011 | 53 | 472,371 | 421,17 | 51,201 |
2012 | 59 | 223,54 | 170,85 | 52,69 |
2013 | 20 | 91,575 | 27,12 | 64,455 |
Итого | 229 | 2 040,696 | 1 750,255 | 290,441 |
В Армении в период с 2004 по 2013 год проведена авиационная химическая борьба на территории 81 986 га. В основном авиационная химическая борьба ведется против листогрызущих вредителей (непарный и кольчатый шелкопряды, златогузка, зимняя пяденица, пяденица обдирало, зеленая дубовая листовертка) и болезней (мучнистая роса и т.д.) В июне 2014 года была проведена химическая борьба с вредителями и болезнями в Вайоцдзорском, Разданском и Арагацотнском лесхозах на площади 6 300 га.
Динамика авиационной химической борьбы, 2004 - 2014 годы
Лесное хозяйство республики получает заметную помощь от международных организаций. Осуществляется ряд проектов совместно с международными организациями, в том числе:
"Восстановление лесных ландшафтов в Северной Армении" при финансовой поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Швейцарии;
"Смягчение последствий изменения климата за счет восстановления лесных ландшафтов на Южном Кавказе" при финансовой поддержке BMU посредством KfW (2008 - 2011 годы);
"Устойчивое управление пастбищами и лесами в Армении в целях демонстрации местным общинам преимуществ смягчения и адаптации к последствиям от изменения климата";
"Содействие развитию политики и практики управления общинными лесами в горных регионах Кавказа" (2009 - 2012 годы);
"Поднятие уровня адаптации экосистем горных лесов Армении к изменению климата" /GEF, UNDP/;
"Устойчивое управление биоразнообразием на Южном Кавказе" при поддержке Правительственного агентства (Федеративная Республика Германия) по оказанию технической помощи (GIZ).
В рамках инициативы ENPI FLEG Всемирный банк играет особую роль. Как часть команды, включающей WB, WWF, IUCN, Всемирный банк ставит свои специфические конкретно адресованные определенные задачи.
В рамках программы Всемирного банка "Развитие системы мониторинга лесов" в 2011 году был разработан проект Регламента по круглым лесоматериалам.
Министром сельского хозяйства Республики Армения утверждены новые правила по заготовке и реализации древесины в Армении. Приказ от 6 мая 2013 года N 80 "Об утверждении порядка заготовки древесины в государственных и общинных лесах" введен в действие с 2 сентября 2013 года. Тем самым создается система для отслеживания древесины в цепочке поставок.
Республика Беларусь. В Республике Беларусь леса являются одним из основных возобновляемых природных ресурсов и важнейших национальных богатств. Леса и лесные ресурсы имеют большое значение для устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечения ее экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности. По ряду ключевых показателей, характеризующих лесной фонд (лесистость территории, площадь лесов и запас растущей древесины в пересчете на одного жителя), Беларусь входит в первую десятку лесных государств Европы.
Лесное хозяйство Беларуси, успешно реализуя принципы неистощительного многоцелевого лесопользования, имеет важное значение для стабильного функционирования лесного сектора страны, способствует развитию смежных отраслей экономики, вносит весомый вклад в выполнение международных договоров глобального уровня в сфере охраны окружающей среды. Его экономическая, экологическая и социальная роль неуклонно возрастает. Все это дает основания говорить, что в современных условиях лесное хозяйство из традиционно сырьевой отрасли превращается в инфраструктурную, одну из ключевых в народнохозяйственном комплексе, в особенности в сельских районах страны.
В республике выделяются защитные (леса I группы - 52%) и эксплуатационные леса.
По состоянию на 01.01.2014 общая площадь земель лесного фонда Беларуси составляла 9,48 млн га (в том числе покрытых лесом земель - 8,2 млн га); лесистость территории - 39,3%; общий запас насаждений - 1 692,7 млн куб. м, в том числе спелых и перестойных насаждений - 248,1 млн куб. м. Средний запас насаждений составил 207 куб. м/га; средний возраст насаждений - 54 года. Доля спелых древостоев, определяющих ежегодный объем главного пользования лесом (расчетную лесосеку), составляет 12%. В 2013 году расчетная лесосека составила 10,4 млн куб. м при годичном приросте древесины - 31,9 млн куб. м.
Объем заготовленной древесины по всем видам рубок в 2013 году составил 18,5 млн куб. м, использование расчетной лесосеки - 87,2%, или 9,1 млн куб. м.
В породном составе лесов преобладают хвойные формации - 59,6% (в том числе сосна - 50,4%, ель - 9,2%). Среди мягколиственных пород наибольший удельный вес имеют березовые и черноольховые леса (23,1 и 8,5% соответственно лесопокрытой площади). На долю дубовых насаждений приходится 3,4%, осиновых - 2,1%, других древесных пород - 3,3%.
Объемы ежегодно проводимых работ по лесовосстановлению (более 25 тыс. га) позволяют восстанавливать все вырубаемые леса.
По итогам работы за 2013 год предприятиями отрасли поставлено на экспорт лесопродукции и оказано услуг на общую сумму 144,8 млн долларов США, из них лесопродукции - на 142,8 млн долларов США, услуг - на 2 млн долларов США.
Импортировано за 2013 год деревообрабатывающего и лесозаготовительного оборудования и иных товаров и услуг на сумму 6,1 млн долларов США. Положительное внешнеторговое сальдо составило 138,7 млн долларов США.
Система управления лесным хозяйством представляет собой вертикальную структуру, построенную по территориально-производственному принципу: Министерство лесного хозяйства - государственные производственные лесохозяйственные объединения - лесохозяйственные учреждения (лесхозы). Лесхозы расположены в основном в границах административных районов, которые, в свою очередь, подразделяются на лесничества. В республике насчитывается 817 лесничеств, средняя площадь которых составляет около 10 тыс. га. Среднесписочная численность работников подчиненных Министерству лесного хозяйства организаций за 2013 год составила 33,7 тыс. человек.
Республика Казахстан. Все леса в Республике Казахстан являются защитными, они выполняют климаторегулирующие, водоохранные, поле- и почвозащитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, играют важную роль в поддержании экологической и социально-экономической устойчивости регионов и отдельных групп населения страны.
Охрану, защиту, воспроизводство, повышение экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рациональное использование на 78% территории государственного лесного фонда осуществляют 123 государственных учреждения лесного хозяйства, находящихся в ведении местных исполнительных органов, и на 21% территории - учреждения (в основном на особо охраняемых природных территориях) и организации, подведомственные уполномоченному органу в области лесного хозяйства. Общая численность работников лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий составляет более 11 тыс. человек.
В составе лесов преобладают пустынные саксаульники, занимающие половину всей площади лесов Казахстана, и кустарниковые насаждения, занимающие четверть территории, покрытой лесом. Наиболее ценные хвойные и лиственные насаждения расположены островными массивами и урочищами по склонам южных и восточных гор, северного и центрального мелкосопочника, ленточными массивами по пескам Прииртышья, по гидроморфным долинам рек.
По состоянию на 01.01.2014 государственный лесной фонд республики составляет 29,3 млн га, из них покрытые лесом земли - 12,6 млн га, или 43%. Лесистость территории страны составляет 4,6%.
Общий запас древесины основных лесообразующих пород по республике составляет 412,3 млн куб. м. Преобладающими по количеству древесины являются хвойные древостои - 61,9%, мягколиственные породы - 33,7%, доля саксаульников не превышает 3,6%, что в среднем составляет 2,4 куб. м на 1 га.
В силу незначительности запасов потребности национальной экономики в древесине за счет собственных лесных ресурсов могут удовлетворяться не более чем на 20 - 30%.
Ежегодные объемы воспроизводства лесов в лесном фонде составляют около 70 тыс. га, что не обеспечивает своевременного восстановления гарей и погибших насаждений.
В республике активно ведутся работы по созданию зеленой зоны столицы республики г. Астаны, которая с 1997 года достигла 70 тыс. га.
Лесопользование. В соответствии с лесным законодательством лесными и природоохранными учреждениями осуществляется регулирование лесопользования на закрепленных территориях лесного фонда. Лесные ресурсы предоставляются лесопользователям в долгосрочное или краткосрочное пользование, в зависимости от вида лесопользования. Лесными учреждениями предоставлены в долгосрочное лесопользование лесные ресурсы на площади 1,7 млн га, в том числе для заготовки древесины - 1,5 млн га.
Ежегодная расчетная лесосека составляет 2 556 тыс. куб. м, в том числе по хвойным породам - 283 тыс. куб. м, по мягколиственным породам - 2 273 тыс. куб. м.
Ежегодный объем заготовки древесины по всем видам рубок составляет 675,5 тыс. куб. м.
В целом по республике освоение расчетной лесосеки по лиственным породам за последние 10 лет не превышало 15%.
Лесная промышленность. Доля деревообрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства составляет 0,15%. В структуре товарных ресурсов продукции кластера доля отечественного производства по пиломатериалам составляет 45 - 50%, изделиям из древесины - 65 - 70%.
Доля работников, занятых в сфере производства продукции деревообработки и мебели, в общей численности обрабатывающей промышленности составляет 0,3 и 0,4% соответственно.
Древесина и товары из нее практически не экспортируются.
Законодательство Республики Казахстан в сфере лесного хозяйства строится на следующих основополагающих принципах:
1) признание общегосударственного значения лесов, выполняющих климаторегулирующие, средообразующие, поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции;
2) устойчивое развитие лесов (постоянное увеличение лесистости территории Республики Казахстан);
3) сохранение биологического разнообразия лесов, объектов государственного природно-заповедного фонда, культурного и природного наследия;
4) многоцелевое использование лесов;
5) рациональное, непрерывное, неистощительное пользование лесными ресурсами;
6) государственное регулирование, контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;
7) разграничение функций регулирования лесопользования и функций осуществления рубок главного пользования и переработки полученной древесины;
8) возмещение ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан;
9) платность пользования лесными ресурсами;
10) доступность информации о состоянии лесного фонда;
11) участие населения и общественных объединений в охране и защите лесного фонда.
Кыргызская Республика. Леса Кыргызстана - природоохранные леса - занимают 5,61% (1 116,56 тыс. га) территории Кыргызской Республики.
Осуществление государственной политики в области лесных отношений возложено на Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Общая площадь земель Государственного лесного фонда, находящегося в ведомстве Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, по состоянию на 01.01.2008 составляет 3 343 тыс. га, или 16,7% территории республики, в том числе покрытая лесом площадь - 845 тыс. га. Общая площадь искусственных лесов составляет 68,8 тыс. га.
Леса Кыргызской Республики расположены в горной зоне и имеют водоохранное, почвозащитное, рекреационное и научное значение. В них произрастает более 130 различных древесных и кустарниковых пород.
Все леса Кыргызской Республики, в зависимости от породного состава и условий местопроизрастания, расположены в четырех зонах (еловые, арчовые, долинные - пойменные и орехоплодовые). Из них наибольшую площадь занимают арчовые леса - 203 тыс. га, или 24%, еловые - 120,6 тыс. га, или 14,2%, ореховые - 41 тыс. га, или 5%, фисташковые - 33,8 тыс. га, или 4%, площадь кустарников составляет 344 тыс. га, или 41%.
По возрастной структуре преобладают спелые и перестойные леса - 351,9 тыс. га, которые занимают 41,6% площади лесов, молодняки - 109,6 тыс. га, или 13%.
Общий запас насаждений по лесам Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства составляет 40,1 млн куб. м. Общий средний прирост составляет 0,819 млн куб. м. Общий средний возраст насаждений - 69 лет.
По состоянию на 01.01.2014 в республике функционируют 41 лесхоз, 8 самостоятельных лесничеств, 1 лесоохотничье хозяйство, 9 государственных природных парков, 10 государственных заповедников. В системе лесной отрасли занято 1 600 человек.
Основные задачи, стоящие перед лесоводами, - обеспечение охраны лесов от самовольных рубок и пожара, защита от вредителей и болезней, восстановление лесов, создание ценных продуктивных насаждений, проведение лесоводственных уходов в целях сохранения надлежащего санитарного состояния лесов и формирования ценных продуктивных лесных культур.
Лесными хозяйствами Кыргызской Республики ежегодно создается от 1 000 до 1 200 га лесных насаждений. Из создаваемых лесных насаждений хвойные составляют 37,2%, орехоплодовые - 37,3%, плодовые культуры - 14,4%, прочие лесные породы - 9,5%, кустарниковые - 1,6%.
Ежегодно в питомниках лесных хозяйств Кыргызской Республики выращивается более 20 млн саженцев древесных и кустарниковых пород. В питомниках выращивается посадочный материал древесных и кустарниковых пород широкого ассортимента (более 40 пород): 63% выращиваемого посадочного материала высаживается в леса и школьные отделения питомников, 37% используется в озеленении населенных пунктов и при создании защитных насаждений вне территории государственного лесного фонда.
Для улучшения санитарного состояния лесов и формирования ценных древостоев в лесах проводятся рубки ухода. В естественных лесах проводятся санитарные, лесовосстановительные и комплексные рубки.
В 2012 году лесными хозяйствами выполнены лесохозяйственные работы на площади 3 245 га, при этом выбрано древесины 23,7 тыс. куб. м, в том числе деловой - 8,6 тыс. куб. м, дровяной - 15,1 тыс. куб. м.
Лесные хозяйства Кыргызской Республики имеют два источника финансирования - бюджетные и специальные средства. В 2012 году лесным хозяйствам из бюджета профинансировано 117 024,4 тыс. сомов, доходная часть специальных средств составила 110 367,7 тыс. сомов.
Российская Федерация. Леса России - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов - составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие социально-экономические и экологические функции.
Леса Российской Федерации на землях лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Общая площадь земель Российской Федерации, занятая лесами, составляет 1 183,3 млн га, в том числе площадь земель лесного фонда - 1 144,1 млн га. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса расположены. Выделяются защитные (26% площади лесов), эксплуатационные (51%) и резервные (23%) леса.
Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 83,4 млрд куб. м, в том числе спелых и перестойных насаждений - 44,3 млрд куб. м. На долю хвойных пород приходится 77% общего запаса.
Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в 2013 году составил 695,4 млн куб. м при годичном приросте древесины 994 млн куб. м.
В 2013 году объем заготовленной древесины по всем видам рубок составил 192,7 млн куб. м, использование расчетной лесосеки - 27,7%.
Объемы ежегодно проводимых работ по лесовосстановлению (более 800 тыс. га) позволяют восстанавливать все вырубаемые леса, и лесистость территории Российской Федерации не снижается.
Воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тыс. крупных, средних и малых предприятий, расположенных во всех регионах страны. На предприятиях и в организациях лесного хозяйства и лесной промышленности занято более 1 млн работающих.
Доля лесного хозяйства и лесной промышленности в ВВП страны в 2013 году составила 1,3%, в объеме отгруженной продукции по промышленности - 2,66%, по обрабатывающей - 4,12%, в валютной выручке от экспорта - 2%, по численности работающих в обрабатывающих отраслях промышленности - 6,98%.
Экспорт основных видов лесобумажной продукции (коды ТН ВЭД: 44 - 49) в 2013 году в стоимостном выражении составил 10 965,8 млн долларов США, импорт - 6 641,5 млн долларов США.
Объемы производства, экспорта и импорта основных видов продукции лесного хозяйства и лесной промышленности Российской Федерации за 2013 год представлены ниже.
Наименование | Объем производства | Объем экспорта | Объем импорта |
Заготовка древесины, млн куб. м (без коррекции) | 192,7 | 19 | 0,9 |
Древесина необработанная, млн куб. м | 118,7 | 19 | 0,04 |
Пиломатериалы, млн куб. м | 21,7 | 21,3 | 0,05 |
Фанера клееная, тыс. куб. м | 3 335 | 1 757 | 262,2 |
Древесностружечные плиты, тыс. куб. м | 6 652 | 788,4 | 1 510 |
Древесноволокнистые плиты, млн кв. м | 426 | 79,4 | 109,4 |
Целлюлоза древесная и из прочих волокнистых материалов, тыс. т | 7 210 | 2 386 | 181 |
Бумага и картон, тыс. т | 4 768 | 2 670 | 2 186 |
Мебель, млрд рублей (средневзвешенный курс долл. США - 31,8 руб.) | 134,5 | 9,3 | 109,9 |
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации большинство полномочий по ведению лесного хозяйства с федерального уровня было передано на уровень субъектов Российской Федерации.
Современная система лесоуправления сочетает принципы делегирования полномочий субъектам Российской Федерации, вопросы двойного ведения в сфере лесных отношений, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Создана правовая основа для формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве, конкурентной среды в области освоения лесов, развития малого и среднего бизнеса, появились новые возможности для развития регионов.
Основной территориальной единицей государственного управления лесами в Российской Федерации являются лесничества (лесопарки); создано около 1,5 тыс. лесничеств, в которых работает более 40 тыс. человек.
Преобладающей правовой нормой использования лесов является аренда, в которую передано около 20% лесов. Наибольшие площади лесов переданы в аренду для заготовки древесины, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего и сельского хозяйства.
Республика Таджикистан. Леса Республики Таджикистан - один из важных возобновляемых природных ресурсов - составляют около 3% общей территории республики. Леса являются исключительной собственностью государства, которое гарантирует эффективное их использование в интересах народа.
Главным ведомством, ответственным за охрану и рациональное использование лесов, является Агентство лесного хозяйства при Правительстве Республики Таджикистан. Леса выполняют исключительно водоохранные, противоэрозионные, берегоукрепительные и санитарно-гигиенические функции. Рубки главного пользования в лесах республики не проводятся, выполняются только рубки промежуточного пользования (санитарно-выборочные рубки).
Дендрофлора республики представлена 268 видами деревьев и кустарников. Жестколиственные (сухостойные) ксерофильные леса включают 89 видов. Второе место по видовой насыщенности занимают мелколиственные леса - 57 видов. Третье место занимают широколиственные леса (чернолесье) - 45 видов дендрофлоры. Во всех флороценотипах количество кустарников намного больше, чем древесных пород.
Общая площадь государственного лесного фонда Республики Таджикистан составляет около 2 млн га, из них 23% занято лесными насаждениями со средним запасом древесины 11,8 куб. м/га. В ведении органов лесного хозяйства республики находятся более 1,8 млн га, из которых около 40%, или 700 тыс. га, закреплены за сельскохозяйственными предприятиями в качестве пастбищ, что отрицательно влияет на успешное развитие лесного хозяйства.
Покрытая лесом площадь составляет 421,5 тыс. га. По возрастному составу на долю молодых насаждений приходится 210 тыс. га. По обеспеченности лесными ресурсами Таджикистан занимает последнее место среди центральноазиатских республик, лесистость его территории составляет около 3%. На каждого жителя приходится менее 0,1 га покрытой лесом площади.
Основные лесообразующие породы Таджикистана: можжевельники - 150 тыс. га (36%), фисташники - 78 тыс. га (19%), кленовники - 44 тыс. га (11%), орешники - 8 тыс. га (2%), миндальники - 12 тыс. га (3%), саксаульники - 8 тыс. га (2%), кустарники - 58,4 тыс. га (14%), прочие - 51,6 тыс. га (13%).
Лесная политика Республики Таджикистан построена на принципах устойчивого развития, сбалансированного управления экологическими и социальными функциями лесов. Практические подходы к обеспечению устойчивого ведения лесного хозяйства и сохранению биоразнообразия лесов в республике заложены в Программе развития лесного хозяйства Республики Таджикистан на 2006 - 2015 годы. В Программе предусмотрено решение важнейших вопросов лесного хозяйства и его основные направления в целях повышения уровня экономики и улучшения состояния окружающей среды.
Наряду с ведением природоохранной деятельности Агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по посадке лесов и содействию их естественному восстановлению. Посадочный материал выращивается на территории специализированных лесопитомников. Ежегодно лесовосстановительные работы проводятся на площади 1,8 - 2 тыс. га. В составе Агентства функционируют 5 лесных питомников общей площадью более 420 га. В питомниках выращиваются более 33 видов деревьев и кустарников. В настоящее время количество выращенных саженцев достигает более 3 млн шт. Лесные породы, такие как акация, багряник, шиповник, сосна эльдарская, можжевельник зеравшанский, миндаль бухарский, занимают около 30% общего объема выращиваемых культур.
В системе лесного хозяйства функционируют 13 заказников по сохранению уникальных природных экосистем и приумножению редких и исчезающих видов животных и растений.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Основные направления охватывают:
совершенствование и развитие механизмов взаимного сотрудничества между министерствами, ведомствами и иными структурами государств - участников СНГ, отвечающими за развитие лесного хозяйства и лесной промышленности;
обеспечение экономической и экологической безопасности при использовании лесов и обеспечении лесными ресурсами перерабатывающих производств;
создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;
развитие образования, науки, трудового и интеллектуального потенциалов в лесном секторе экономики государств - участников СНГ.
Государства - участники СНГ считают важнейшей задачей дальнейшее развитие законодательства государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
Важными направлениями являются дальнейшее развитие и сближение нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения процессов управления в лесном хозяйстве и лесной промышленности, развитие научно-технологической базы, кадрового потенциала, торгово-экономического сотрудничества, создание единого информационного пространства и другие направления.
Развитие законодательства в области правовой защиты интеллектуальной собственности лесного хозяйства и лесной промышленности должно быть направлено на гармонизацию с современными тенденциями по регулированию этой сферы общественных отношений.
2.1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Основной целью сотрудничества государств - участников СНГ в стратегических вопросах экономического, технологического, социального развития и управления в области лесного хозяйства и лесной промышленности является объединение усилий по созданию условий для устойчивого и динамичного развития лесного сектора государств - участников СНГ, обеспечению экономической безопасности и удовлетворению потребностей их граждан в качественной продукции и полезных свойствах лесов.
Системное достижение поставленных целей позволит государствам - участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития лесного сектора экономики.
В основу сотрудничества государств - участников СНГ в лесном хозяйстве и лесной промышленности положены следующие принципы:
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей государств - участников СНГ;
обеспечение многоцелевого и неистощительного использования лесов;
сохранение площади лесов, повышение их продуктивности и улучшение породного состава;
соответствие лесной политики государств - участников СНГ международным обязательствам и принципам, признанным Форумом ООН по лесам (UNFF-2008);
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности государств - участников СНГ в мировом лесном секторе;
внедрение экосистемной оценки услуг лесной отрасли, включая адаптацию лесов к изменению климата;
сохранение экологического потенциала лесов, обеспечение экологической устойчивости (сохранение биоразнообразия, устойчивое управление лесами) и социальной ответственности лесопользования на основе принципов "зеленой экономики";
поддержка развития лесного бизнеса, включая малый и средний бизнес.
2.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Достижение поставленных целей по Основным направлениям обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование государственной политики в лесном хозяйстве и лесной промышленности государств - участников СНГ;
повышение эффективности управления лесным сектором экономики;
интенсификация использования, воспроизводства лесов и лесоразведения;
развитие рынков лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса;
повышение конкурентоспособности лесного сектора экономики государств - участников СНГ, в том числе увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки и увеличение ее экспорта;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства и лесной промышленности;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства и лесной промышленности;
развитие производства машин и оборудования для лесного хозяйства и лесной промышленности государств - участников СНГ.
2.3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Решение задач сотрудничества государств - участников СНГ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляется с использованием законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов по следующим основным направлениям.
2.3.1. Совершенствование и гармонизация государственной
политики в области лесного хозяйства и лесной промышленности
государств - участников СНГ
При решении задачи предусматриваются:
развитие лесного законодательства и нормативно-правовой базы в области лесных отношений;
совершенствование и гармонизация программ развития лесного хозяйства и лесной промышленности государств - участников СНГ;
совершенствование системы лесного планирования и проектирования;
разработка и реализация комплекса мер по использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере лесных отношений для построения и развития информационного общества;
координация и совершенствование системы противодействия трансграничным лесным пожарам, вспышкам очагов опасных вредителей-насекомых и болезней леса и сотрудничество при их ликвидации;
координация взаимодействия государств - участников СНГ в сфере лесозащиты в целях оперативного решения возникающих проблем;
разработка и внедрение совместных систем учета заготовленной древесины, обмен опытом борьбы с нелегальными лесозаготовками и оборотом древесины;
унификация действующих стандартов и технических условий на лесобумажную и другую продукцию леса;
развитие системы добровольной лесной сертификации;
создание нормативно-правовой базы, направленной на развитие и совершенствование лесной биоэнергетики, рационального использования возобновляемых энергоресурсов (энергосбережения), технологий при производстве и использовании возобновляемых энергоресурсов;
совершенствование кадрового потенциала лесного хозяйства и лесной промышленности государств - участников СНГ;
организация регулярного обмена информацией по актуальным вопросам состояния и развития лесного хозяйства и лесной промышленности государств - участников СНГ.
2.3.2. Повышение эффективности управления лесным хозяйством
При решении задачи предусматриваются:
совершенствование системы управления в области лесных отношений;
совершенствование инструментов контроля и системы лесного надзора (лесной охраны), пожарного надзора в лесах;
модернизация системы лесоустройства, государственного учета лесного фонда и мониторинга лесов, ведения лесного кадастра с учетом экосистемных услуг лесов, а также создание единой информационной базы СНГ о состоянии охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесопользования, оказание помощи в проведении лесоустройства малолесным государствам - участникам СНГ;
оказание содействия развитию взаимовыгодного сотрудничества в области правовых, административных, социально-экономических аспектов устойчивого управления лесами, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.
2.3.3. Интенсификация использования, воспроизводства лесов
и лесоразведения
При решении задачи предусматриваются:
развитие и совершенствование форм лесопользования;
совершенствование принципов классификации лесов;
содействие многоцелевому использованию лесов, включая заготовку недревесных лесных ресурсов, а также развитие экотуризма, рекреации и народных промыслов, связанных с лесом;
развитие транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры;
разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики государств - участников СНГ, включая поддержку проектов по глубокой переработке древесины;
разработка и создание стимулирующих условий для малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства при использовании лесов;
создание условий для плантационного лесовыращивания и переработки полученной при этом древесины;
разработка комплекса современных научных, проектных и производственных мер по созданию механизмов и машин, используемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности.
2.3.4. Развитие рынков лесобумажной продукции, повышение
конкурентоспособности потребительских товаров и формирование
рынка экосистемных услуг лесов
Для развития рынков в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах - участниках СНГ необходимо обеспечить либерализацию условий и дальнейшее развитие взаимной торговли товарами и услугами, осуществить переход к активной поддержке экспорта, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.
Требуются дальнейшее совершенствование и упрощение таможенных процедур при импорте высокотехнологичной продукции, принятие мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах - участниках СНГ, решение вопросов по льготному налогообложению производителей продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, обеспечение прозрачности и открытости конкуренции в секторе государственных закупок.
Для успешного формирования общего рынка продукции и услуг в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности требуется развивать правовые и экономические условия функционирования хозяйствующих субъектов, сформировать систему поддержки государствами - участниками СНГ приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в лесном хозяйстве и лесной промышленности.
При решении задачи развития рынков лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса, предусматриваются:
поддержка использования продукции из древесины для строительных нужд, деревянного домостроения, мебельных предприятий, предприятий по производству биотоплива, целлюлозно-бумажных и других изделий;
стимулирование создания экологичных производств, осуществляющих переработку отходов производства, низкокачественной и малоценной древесины (пеллетные производства, предприятия промышленной и коммунальной биоэнергетики и др.);
стимулирование производства высококачественных потребительских товаров, содействие формированию рынка экологической лесной продукции, природоохранных и иных экосистемных услуг в области леса, развития "зеленой экономики" и биоэнергетики;
создание условий для развития различных систем добровольного подтверждения легальности происхождения древесины и устойчивого управления лесами.
2.3.5. Повышение конкурентоспособности лесного хозяйства
и лесной промышленности государств - участников СНГ
При решении задачи предусматриваются:
поддержка модернизации действующих и строительства новых предприятий, прежде всего по производству продукции с высокой добавленной стоимостью;
поддержка развития лесного машиностроения для лесного хозяйства и лесозаготовительной деятельности, оборудования для химической и механической переработки древесины;
создание условий для повышения доступности кредитных ресурсов, совершенствование механизмов выделения государственных субсидий и гарантий инвесторам для реализации проектов производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью;
стимулирование технического и технологического обновления лесопромышленного производства, обеспечивающего углубленную переработку древесины, внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
2.3.6. Повышение эффективности охраны лесов
от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других
неблагоприятных факторов, а также предотвращение
незаконных рубок
При решении задачи предусматриваются:
совершенствование совместных систем предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий;
развитие совместных систем наземного, авиационного и космического мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством использования новых дистанционных средств и инновационных информационных технологий;
развитие системы взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрировании лесопожарных формирований между государствами - участниками СНГ;
совершенствование совместных систем планирования и осуществления мероприятий по лесопатологическому мониторингу, лесопатологическим обследованиям, санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также интегрированной системы защиты леса с применением дистанционных методов и современных информационных технологий;
разработка и внедрение современных, экологически безопасных методов, технологий и препаратов оперативной локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
обеспечение открытости оперативной информации о лесных пожарах, повреждении лесов вредными организмами и о других неблагоприятных факторах;
совершенствование межгосударственного взаимодействия в сфере предотвращения незаконных рубок.
2.3.7. Повышение продуктивности и улучшение породного
состава лесов
При решении задачи предусматриваются:
развитие и создание совместных систем мониторинга воспроизводства лесов;
осуществление технической модернизации и внедрение современных технологий воспроизводства лесов;
развитие системы лесного семеноводства государств - участников СНГ.
2.3.8. Сохранение экологического потенциала лесов
При решении задачи предусматриваются:
сохранение генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов, а также предотвращение фрагментации лесов, в первую очередь имеющих высокую экологическую ценность;
разработка и осуществление мер по использованию лесов для сдерживания изменений климата, а также адаптации лесного комплекса к этим изменениям;
разработка и применение технологий, обеспечивающих сохранение экологических функций лесов и их биологического разнообразия, включая методы использования лесов, имитирующие их естественную динамику и обеспечивающие формирование разновозрастных многопородных насаждений;
создание коллекций и клонов генетических ценных и редких лесных растений, а также выделение в естественных лесонасаждениях наиболее уникальных участков леса под организацию лесных заповедников и заказников и организация трансграничных особо охраняемых природных территорий, что будет способствовать развитию общей системы особо охраняемых природных территорий государств - участников СНГ.
2.3.9. Развитие международного сотрудничества
и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства
и лесной промышленности
При решении задачи предусматриваются:
создание условий для расширения присутствия предприятий и компаний лесного сектора экономики государств - участников СНГ на международном рынке, поддержка производителей лесных товаров и услуг, направленных на повышение экспортного потенциала государств - участников СНГ;
развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах, связанных с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в области лесного хозяйства и лесной промышленности;
гармонизация лесного законодательства государств - участников СНГ с международным лесным и экологическим законодательством;
поддержка проведения международных лесных конкурсов среди детей и молодежи;
изучение международного опыта развития "зеленой экономики" и внедрение ее принципов в систему лесного хозяйства и лесной промышленности.
2.3.10. Повышение научно-технического, технологического
и кадрового потенциала лесного хозяйства и лесной
промышленности
При решении задачи предусматриваются:
создание условий для модернизации лесной науки и образования, опережающего развития технологической и технической оснащенности научных организаций государств - участников СНГ, усиления притока молодых кадров в научную сферу;
реализация моделей интеграции лесной науки и образования на основе создания инновационно-технологических центров и предприятий, научно-образовательных кластеров, центров компетенции, исследовательских проектов молодых ученых и коллективов;
формирование условий для коммерциализации научных разработок и внедрения инновационной научно-технической продукции в лесное хозяйство и лесную промышленность;
развитие форм дополнительного образования с ориентацией на потребности лесной отрасли;
обмен опытом по развитию системы профессионального образования, подготовки и повышения квалификации руководителей организаций и специалистов лесного хозяйства и лесной промышленности;
взаимодействие государств - участников СНГ в области профессиональной подготовки кадров по лесным специальностям на основе положений Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года.
2.3.11. Развитие производства машин и оборудования
для лесного хозяйства и лесной промышленности
государств - участников СНГ
При решении задачи предусматриваются:
определение перспективных, наиболее конкурентоспособных сегментов производства машин и оборудования для лесного хозяйства, по которым целесообразно осуществлять научно-техническое и промышленное сотрудничество в рамках производства машин и оборудования для лесного хозяйства;
рассмотрение возможности организации пилотных проектов по совместному производству продукции производителями государств - участников СНГ;
стимулирование на национальном и межгосударственном уровнях производственно-технологической и научно-технической кооперации с выходом на совместный продукт, в том числе путем поддержки на межгосударственном уровне совместных пилотных проектов по созданию новых производств и освоению новой продукции, прежде всего освоение новых технологий и развитие наукоемких производств;
проведение инвентаризации имеющихся механизмов и инструментов финансовой поддержки производства машин и оборудования для лесного хозяйства государств - участников СНГ;
рассмотрение вопросов и подготовка предложений по специальным защитным и антидемпинговым мерам в отношении импорта отдельных машин и оборудования для лесного хозяйства и лесной промышленности из третьих стран.
2.3.12. Формирование условий для участия физических лиц
в принятии решений в области лесных отношений
При решении задачи предусматриваются:
развитие форм сотрудничества органов государственного управления лесным хозяйством и лесной промышленностью, предпринимателей и гражданского общества по вопросам лесных отношений;
обеспечение открытости информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве;
формирование у населения, прежде всего молодежи, экологически ответственного отношения к лесам;
государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, расширение практики акций по сохранению и посадке лесов;
поддержка проведения конкурсов среди детей и молодежи по лесной тематике.
3. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности осуществляется на основе положений настоящих Основных направлений путем взаимодействия уполномоченных органов государств - участников СНГ и Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству.
Реализация Основных направлений возлагается на лесные ведомства государств - участников СНГ и Межправительственный совет по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству.
Для выполнения Основных направлений утверждается План мероприятий по реализации Основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года (далее - План мероприятий).
План мероприятий состоит из двух 5-летних этапов. Каждый этап Плана мероприятий разрабатывается Межправительственным советом по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству и вносится в установленном порядке на утверждение высших органов СНГ.
Ход выполнения Основных направлений и Плана мероприятий регулярно рассматривается на заседаниях Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству.
По результатам рассмотрения материалы о ходе выполнения Основных мероприятий и Плана мероприятий представляются на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке.
Планируемые и реализуемые мероприятия учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двух- и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для субъектов хозяйственной деятельности в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
Выполнение Плана мероприятий по реализации Основных направлений осуществляется путем сотрудничества заинтересованных государств - участников СНГ в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, согласования совместных инвестиционных программ и проектов, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам, в том числе в рамках национальных программ.
Финансирование Основных направлений и Плана мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным министерствам и ведомствам на выполнение их функций, а также за счет внебюджетных источников.
Финансирование предусматривается осуществлять исходя из заинтересованности государств - участников СНГ в конкретных мероприятиях и работах, указанных в соответствующих разделах документов.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ЛЕСНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В результате реализации Основных направлений и Плана мероприятий значительно возрастет экономический потенциал лесного хозяйства и лесной промышленности государств - участников СНГ, повысятся конкурентоспособность экономики, уровень благосостояния и качества жизни населения.
Государства - участники СНГ выйдут на новый уровень сотрудничества и широкой кооперации, развития рынка продукции и услуг в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
По результатам реализации можно ожидать достижения следующих показателей развития в государствах - участниках СНГ:
обеспечение в государствах - участниках СНГ темпов роста показателей лесной промышленности и лесного хозяйства, превышающих среднегодовые показатели роста национальной экономики;
сокращение различий между государствами - участниками СНГ по интегральным показателям развития лесного хозяйства и лесной промышленности;
обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, укрепления позиций в мировой хозяйственной системе государств - участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на основе достижения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ.