Приказ КФМ РФ от 16.06.2003 N 73 "Об утверждении Положения "О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2003 N 4902)

Скачать документ целиком в формате PDF
Документ утратил силу или отменен

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2003 г. N 4902

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 16 июня 2003 г. N 73

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КФМ РОССИИ КОНТРОЛЯ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ

ОРГАНЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296), подпунктами 11 и 12 пункта 6 раздела III Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 211 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1311; 2003, N 7, ст. 640): приказываю:

утвердить прилагаемое Положение "О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Председатель

В.ЗУБКОВ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КФМ РОССИИ КОНТРОЛЯ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НАДЗОРНЫЕ

ОРГАНЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296) (далее - Федеральный закон) и пунктом 6 раздела III Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 211 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1311; 2003, N 7, ст. 640), Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) осуществляет контроль за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Объектами контроля со стороны КФМ России и его межрегиональных управлений (МРУ КФМ России) за исполнением Федерального закона являются следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - организации):

- лизинговые компании;

- ломбарды;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме.

3. В целях контроля за выполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма КФМ России или МРУ КФМ России в пределах своей компетенции проводят проверки организаций.

4. Контроль за исполнением организацией предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, может осуществляться путем проведения повторной проверки.

5. КФМ России или МРУ КФМ России проводят следующие виды проверок:

- проверки, которые осуществляются непосредственно в месте нахождения КФМ России или МРУ КФМ России на основании имеющихся в КФМ России или МРУ КФМ России документов и информации о проверяемой организации, а также на основании сводных сведений (приложение 1 к настоящему Положению), представляемых организацией по запросу КФМ России или МРУ КФМ России (приложение 2 к настоящему Положению);

- выездные проверки, которые осуществляются по месту нахождения проверяемой организации.

В отношении одной организации выездная проверка может быть проведена не более чем один раз в полгода.

6. Проверки проводятся на основании распоряжений (приказов), подписанных Председателем КФМ России, его заместителями, руководителями (заместителями руководителей) МРУ КФМ России и удостоверенных печатью КФМ России (МРУ КФМ России).

В распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются:

- наименование государственного органа (КФМ России или МРУ КФМ России), проводящего проверку;

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;

- наименование организации, в отношении которой проводится проверка, ее местонахождение, место фактической деятельности и ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

- цели, задачи и предмет проводимой проверки, а также проверяемый период;

- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания проверки.

7. Распоряжение (приказ) о проведении выездной проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному уполномоченному лицу организации одновременно со служебным удостоверением.

8. При проведении проверок по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проверяется:

- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ осуществления внутреннего контроля;

- наличие в организации разработанных, утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля;

- внутренние документы организации, позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- наличие в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, порядка документального фиксирования необходимой информации, порядка обеспечения конфиденциальности информации, квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, критериев выявления и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации;

- соблюдение требований об идентификации клиентов организации;

- соблюдение требований по фиксированию организацией сведений по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю;

- соблюдение порядка направления в КФМ России сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;

- соблюдение порядка хранения информации и документов.

9. По результатам проверки должностным(и) лицом(ами) КФМ России или МРУ КФМ России, проводящим(и) проверку, составляется акт в двух экземплярах.

В акте указываются:

- наименование государственного органа (КФМ России или МРУ КФМ России), проводившего проверку;

- дата, время и место составления акта;

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего(их) проверку;

- наименование проверяемой организации, ее местонахождение, место фактической деятельности, а также ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- данные об учредительных документах проверяемой организации;

- дата, время и место проведения проверки, а также проверяемый период;

- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, об организации и ее должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом уполномоченного представителя организации, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего(их) проверку. Один экземпляр акта вручается руководителю организации под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в КФМ России или МРУ КФМ России.

10. В случае обнаружения в результате проверки организации должностными лицами КФМ России или МРУ КФМ России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и при наличии повода уполномоченное должностное лицо КФМ России или МРУ КФМ России возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приложение 1

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕРЯЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

┌────┬──────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│ 1 │Полное наименование организации │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│ 2 │Учетный номер организации в КФМ России │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 3 │Наличие правил внутреннего контроля и│ │ │

│ │программ его осуществления, разработанных├────────┴───────┤

│ │и утвержденных в установленном порядке │ Да Нет │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│3.1 │Дата издания или утверждения правил │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│3.2 │Дата согласования правил внутреннего│ │

│ │контроля в КФМ России │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│3.3 │Дата и номер квитанции, свидетельствующей│ │

│ │о направлении правил внутреннего├────────────────┤

│ │контроля в КФМ России │Пункт заполняет-│

│ │ │ся в случае, ес-│

│ │ │ли правила внут-│

│ │ │реннего контроля│

│ │ │не прошли согла-│

│ │ │сования в КФМ │

│ │ │России │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 4 │Назначение должностного лица,│ │ │

│ │ответственного за соблюдение правил├────────┴───────┤

│ │(инструкции, порядка, и т.п.) внутреннего│ Да Нет │

│ │контроля │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│4.1 │Номер приказа │Дата издания │

│ │ │приказа │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│4.2 │Фамилия, имя, отчество должностного лица │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│4.3 │Занимаемая должность │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 5 │Создано структурное подразделение по│ │ │

│ │противодействию легализации (отмыванию)├────────┴───────┤

│ │доходов, полученных преступным путем, и│ Да Нет │

│ │финансированию терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│5.1 │Количество сотрудников подразделения по│ │

│ │противодействию легализации (отмыванию)│________________│

│ │доходов, полученных преступным путем,│ Указать кол-во │

│ │и финансированию терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 6 │Определены квалификационные требования│ │ │

│ │к ответственному сотруднику (и├────────┴───────┤

│ │сотрудникам подразделения) по│ Да Нет │

│ │противодействию легализации (отмыванию)│ │

│ │доходов, полученных преступным путем,│ │

│ │и финансированию терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 7 │Разработана программа идентификации и│ │ │

│ │изучения организацией своих клиентов ├────────┴───────┤

│ │ │ Да Нет │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│7.1 │Используется анкетирование при применении│ │ │

│ │программ идентификации и изучения клиентов├────────┴───────┤

│ │ │ Да Нет │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 8 │Разработаны критерии оценки риска│ │ │

│ │осуществления клиентом легализации├────────┴───────┤

│ │(отмывания) доходов, полученных преступным│ Да Нет │

│ │путем, и финансированию терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│ 9 │Сведения, полученные в результате│ │ │

│ │идентификации и изучения клиента,├────────┴───────┤

│ │периодически обновляются │ Да Нет │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│9.1 │Период обновления при высоком риске│ │

│ │осуществления клиентом легализации│________________│

│ │(отмывания) доходов, полученных преступным│ Период │

│ │путем, и финансирования терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│9.2 │Период обновления в иных случаях │ │

│ │ │________________│

│ │ │ Период │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│10 │Разработана программа выявления в│ │ │

│ │деятельности клиентов операций, подлежащих├────────┴───────┤

│ │обязательному контролю, и иных операций с│ Да Нет │

│ │денежными средствами или иным имуществом,│ │

│ │связанных с легализацией преступных│ │

│ │доходов, полученных преступным путем, и│ │

│ │финансирования терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│11 │Составляется внутреннее сообщение│ │ │

│ │сотрудниками организации для выявления├────────┴───────┤

│ │операции, подлежащей обязательному│ Да Нет │

│ │контролю, или необычной сделки │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│12 │Разработана программа документального│ │ │

│ │фиксирования информации, указанной в├────────┴───────┤

│ │статье 7 Федерального закона от 07.08.2001│ Да Нет │

│ │N 115-ФЗ "О противодействии легализации│ │

│ │(отмыванию) доходов, полученных преступным│ │

│ │путем, и финансированию терроризма" │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│13 │Разработана программа хранения документов,│ │ │

│ │полученных в результате реализации├────────┴───────┤

│ │программ осуществления внутреннего│ Да Нет │

│ │контроля в целях противодействия│ │

│ │легализации (отмыванию) доходов,│ │

│ │полученных преступным путем, и│ │

│ │финансированию терроризма │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│14 │Обучение сотрудников организации по│ │

│ │вопросам противодействия легализации│ │

│ │(отмыванию) доходов, полученных преступным│ │

│ │путем, и финансированию терроризма│ │

│ │осуществляется: │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────┬───────┤

│14.1│Не реже 1 раза в год │ │ │

│ │ ├────────┴───────┤

│ │ │ Да Нет │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│14.2│Иное │ │

│ │ │________________│

│ │ │ Указать период │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│15 │Количество сведений, направленных в КФМ│ │

│ │России с "__" ______ 200_ г. по "__"│________________│

│ │_________ 200_ г. │ Указать кол-во │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│15.1│В т.ч. количество направленных в КФМ│ │

│ │России сведений о приостановленных│________________│

│ │операциях с денежными средствами или иным│ Указать кол-во │

│ │имуществом за период │ │

│ │с "__" __________ 200_ г. │ │

│ │по "__" __________ 200_ г. │ │

├────┼──────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│15.2│Указать причины, по которым сведения в КФМ│ │

│ │России не отправлялись │________________│

│ │ │Пункт заполняет-│

│ │ │ся в случае, ес-│

│ │ │ли организация │

│ │ │не направляла │

│ │ │сведения в КФМ │

│ │ │России │

└────┴──────────────────────────────────────────┴────────────────┘

Фамилия, имя, отчество руководителя ______________________________

Подпись руководителя _____________________________________________

Фамилия, имя, отчество лица,

ответственного за внутренний контроль ____________________________

Подпись лица, ответственного за внутренний контроль ______________

Печать организации _______________________________________________

Примечание. Графы, затемненные серым цветом, не заполняются.

Приложение 2

На бланке КФМ России или МРУ КФМ России

__________________________

Наименование организации

__________________________

адрес организации

ЗАПРОС НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КФМ РОССИИ

ИЛИ МРУ КФМ РОССИИ

На основании Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу" проводится проверка исполнения Федерального закона Вашей организацией.

Просим предоставить в адрес КФМ России или МРУ КФМ России в течение 5 рабочих дней с момента получения данного запроса сводные сведения о Вашей организации по форме, прилагаемой к данному запросу.

Председатель/ заместитель

Председателя КФМ России или

руководитель/заместитель

руководителя МРУ КФМ России