ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН, СТРАНАМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1867 (ред. от 30.11.2021) "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров", "Правилами предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза", "Правилами определения поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию)") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)

ПРАВИЛА

СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ

ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН, СТРАНАМИ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНЫ

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ

1. Настоящие Правила определяют порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров (далее соответственно - программы, перечень программ).

2. Для каждой записи, формируемой в перечне программ, указывается следующая информация:

а) порядковый номер записи;

б) наименование программы;

в) предыдущие и (или) альтернативные наименования программы (при наличии);

г) сведения о правообладателе программы:

в отношении гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

в отношении юридического лица Российской Федерации или юридического лица другого государства - члена Евразийского экономического союза - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

в отношении Российской Федерации - слова "Российская Федерация";

в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации;

в отношении муниципального образования субъекта Российской Федерации - полное наименование муниципального образования субъекта Российской Федерации согласно уставу муниципального образования;

в отношении государства - члена Евразийского экономического союза - наименование государства - члена Евразийского экономического союза;

д) адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на которой размещены:

документация, содержащая описание функциональных характеристик программы;

установочные файлы программы для всех заявленных правообладателем операционных систем, доступные для загрузки на правах безвозмездной открытой лицензии (если такой способ установки возможен для соответствующей операционной системы);

сведения об указателях в сети "Интернет" (ссылки), используемых для установки программы из магазина приложений для операционных систем, на основе которых функционирует технически сложный товар (при наличии);

е) класс (классы) программы, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, которому соответствует программа;

ж) технически сложные товары, на которые осуществляется предварительная установка программы;

з) операционная система, на которую осуществляется установка программы.

3. В перечень программ включаются программы из следующих классов:

а) программы, обеспечивающие доступ к информации на сайтах в сети "Интернет" (браузеры);

б) программы, обеспечивающие поиск информации в сети "Интернет";

в) картографические и навигационные системы;

г) программы для доступа к облачным сервисам хранения данных;

д) программы для отправки и получения электронной почты;

е) программы для обмена мгновенными сообщениями;

ж) голосовой помощник;

з) новостные агрегаторы;

и) программы, обеспечивающие доступ к онлайн-трансляциям и контенту, размещаемому пользователями;

к) программы для доступа к социальным сетям;

л) программы, обеспечивающие аудиовизуальные сервисы;

м) программы для использования национальной платежной системы "Мир";

н) программы, обеспечивающие доступ к элементам инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе программы, предназначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления идентификации и (или) аутентификации лиц, в том числе с использованием биометрических персональных данных;

о) офисное программное обеспечение;

п) антивирусные программы или программы, имеющие свойства антивирусных программ файловой и сетевой защиты;

р) программы для доступа к ресурсам, включенным в предусмотренный пунктом 5.3 статьи 46 Федерального закона "О связи" перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, а также для доступа к списку быстро набирающих популярность программ;

с) программы, основным назначением которых является чтение электронных книг и (или) прослушивание аудиокниг.

4. Программы, сведения о которых включаются в перечень программ, должны соответствовать одному из классов программ, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принадлежность к которому указывается в заявлении о включении сведений о программе в перечень программ.

5. В перечень программ включаются сведения о программе, которая соответствует следующим требованиям:

а) исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким лицам или субъектам (правообладателям) - Российской Федерации или другому государству - члену Евразийского экономического союза, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, гражданину Российской Федерации или гражданину другого государства - члена Евразийского экономического союза, юридическому лицу Российской Федерации или юридическому лицу другого государства - члена Евразийского экономического союза. Юридическим лицом в целях принадлежности указанного исключительного права признается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации или на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, в отношении которого прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) контроль осуществляется со стороны одного или нескольких лиц (субъектов) - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государства - члена Евразийского экономического союза, гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза, или контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. Под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

б) программа правомерно введена в гражданский оборот на территории государства - члена Евразийского экономического союза, экземпляры программы либо права использования программы должны свободно реализовываться на всей территории государств - членов Евразийского экономического союза;

в) программа должна быть доступна для установки с использованием магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует технически сложный товар (в случае если установка программы осуществляется на технически сложные товары, предусмотренные пунктами 1 и 3 перечня отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза");

г) отсутствуют ограничения, установленные иностранными государствами и (или) иностранными лицами, препятствующие распространению или иному использованию программы на отдельных территориях государств - членов Евразийского экономического союза;

д) отсутствуют решения суда об ограничении распространения программ, вступившие в законную силу;

е) отсутствуют ограничения распространения программы на территории Российской Федерации, установленные федеральными законами;

ж) отсутствуют в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявления о включении программы в перечень программ, вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие факты нарушения правообладателем программы законодательства Российской Федерации о персональных данных;

з) программа обеспечивает безопасное функционирование технически сложного товара в соответствии с требованиями к программам, определенными изготовителем товара;

и) программа совместима с системным программным обеспечением (операционной системой), на базе которого функционирует технически сложный товар в соответствии с требованиями к программам, установленными правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы), в том числе в части безопасности и защиты персональных данных потребителя;

к) программа не обладает возможностями, не заявленными правообладателем программы;

л) сведения о программе не составляют государственную тайну, и программа не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

м) гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются юридическим лицом, соответствующим требованиям подпункта "а" настоящего пункта;

н) пользовательский интерфейс программы реализован на русском языке.

6. Включение программы в перечень программ осуществляется исходя из критерия высокой популярности, который рассчитывается на основе рейтинга программ, формируемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на ежегодной основе (далее - рейтинг). Рейтинг не распространяется на программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил.

Рейтинг формируется на основании количества пользователей программы за предшествующий год отдельно для каждого вида технически сложных товаров, за исключением программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил.

Для формирования рейтинга количество пользователей программы должно составлять не менее 500 тысяч за предшествующий год.

В перечень программ включается одна программа с максимальным рейтингом по каждому классу, за исключением:

программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами "к" и "л" пункта 3 настоящих Правил;

случаев, при которых разница в количестве пользователей 2 лидирующих программ, соответствующих одному классу, предусмотренному пунктом 3 настоящих Правил, составляет менее 5 процентов.

Если разница в количестве пользователей 2 лидирующих программ одного класса, за исключением программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами "к" и "л" пункта 3 настоящих Правил, составляет менее 5 процентов, то в перечень включаются 2 такие программы.

6(1). По классу программ, предусмотренному подпунктом "к" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включаются 2 наиболее популярные программы.

6(2). По классу программ, предусмотренному подпунктом "л" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается не более 10 программ, определяемых президиумом Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента из числа аудиовизуальных сервисов, включенных в реестр аудиовизуальных сервисов в соответствии с частью 2 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", по предложению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

6(3). По классу программ, предусмотренному подпунктом "м" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, правообладателем которой является оператор национальной системы платежных карт, образованный в соответствии со статьей 30.2 Федерального закона "О национальной платежной системе".

6(4). По классу программ, предусмотренному подпунктом "н" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, обеспечивающая доступ к единому порталу государственных и муниципальных услуг, созданному в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

6(5). По классу программ, предусмотренному подпунктом "р" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, порядок отбора которой утверждается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании решения президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию).

7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июня, формирует рейтинг в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и направляет на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию предложения о включении программ в перечень программ.

Предложения о включении в перечень программ, соответствующих классам, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, за исключением подпунктов "л" - "н" пункта 3 настоящих Правил, направляются на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию.

Предложения о включении в перечень программ, соответствующих классу, предусмотренному подпунктом "л" пункта 3 настоящих Правил, направляются на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента.

Предложения о включении в перечень программ в течение 30 календарных дней подлежат рассмотрению президиумом уполномоченной в соответствии с настоящими Правилами Правительственной комиссии, который вправе внести изменения в предложения о включении программ в перечень программ с учетом влияния таких программ на развитие рынка информационных технологий в Российской Федерации и на содействие продвижению отечественного аудиовизуального контента.

Рассмотренные указанным президиумом предложения о включении программ в перечень программ Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для утверждения.

Перечень программ утверждается Правительством Российской Федерации не позднее 1 августа каждого года и актуализируется по предложениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подготовленным в соответствии с настоящими Правилами.

8. Для расчета рейтинга Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить документы и материалы о программе, подтверждающие соответствие требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, у правообладателя (правообладателей) программы.

Правообладатель (правообладатели) направляет (направляют) указанные в запросе документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения запроса.

9. Для включения в перечень программ сведений о программе, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, правообладатель программы не позднее 1 апреля вправе направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявление о включении сведений о программе в перечень программ (далее - заявление) с приложением сведений и документов (либо их копий), указанных в пунктах 10 и 11 настоящих Правил.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1102.

Заявление представляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программы, а в случае представления заявления в отношении программы, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государству - члену Евразийского экономического союза, - соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, осуществляющей управление (распоряжение) таким правом, уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим управление (распоряжение) таким правом (далее - заявитель).

10. Заявление должно содержать следующие сведения:

а) сведения, предусмотренные подпунктами "б" - "з" пункта 2 настоящих Правил;

б) адрес электронной почты и номер телефона, по которым осуществляется связь с заявителем;

в) декларация (заверение заявителя) о соответствии программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;

г) декларация (заверение заявителя) о достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

д) порядковый номер реестровой записи в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (при наличии).

11. К заявлению должны прилагаться следующие документы:

а) экземпляр программы без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав, - в случаях, если соответствующий экземпляр программы не был представлен в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ранее;

б) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) программы (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или гражданином другого государства - члена Евразийского экономического союза, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц);

в) документация, содержащая описание функциональных характеристик программы и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программы;

г) документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программы, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программы, совершенствование программы, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;

д) сведения о количестве пользователей программы за предшествующий календарный год, подтвержденные заключением аудиторской организации или аудитора по заданию, обеспечивающему разумную уверенность в нефинансовой информации (за исключением классов программ, предусмотренных подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил);

е) иные документы, подтверждающие соответствие программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.

11(1). Если сведения о программе содержатся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, то требования подпунктов "а", "б", "г", "д", "е" и "м" пункта 5 настоящих Правил считаются соблюденными и не требуют подтверждения в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил.

12. Общий срок рассмотрения заявления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления заявителем в Министерство.

13. При выявлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации факта наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных и (или) недостаточных сведений Министерство направляет запрос заявителю об истребовании соответствующих пояснений по адресу электронной почты, указанному в заявлении, с указанием срока представления ответа, который составляет не менее 3 рабочих дней.

Исчисление срока, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указанного в абзаце первом настоящего пункта запроса до дня получения уполномоченным органом от заявителя запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Направление запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, не требуется, если Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации установило факт наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных сведений на основании документов, полученных в установленном порядке от государственных органов.

14. Заявитель, представляющий в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в уполномоченный орган документы, которые не были запрошены, но свидетельствуют об отсутствии в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений.

15. По результатам рассмотрения заявления Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, и формирует рейтинг.

16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о несоответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил в случае, если:

а) заявление о включении сведений представлено с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;

б) заявителем представлены в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;

в) заявителем не представлены пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, при условии, что без получения таких пояснений и (или) документов отсутствует возможность подтвердить достоверность представленных заявителем сведений и (или) подлинность представленных заявителем документов;

г) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было принято решение об отказе этому же заявителю во включении сведений о программе в перечень программ по основанию, предусмотренному подпунктом "б" настоящего пункта.

17. В целях проведения экспертизы при рассмотрении заявления и прилагаемых документов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе создавать экспертную комиссию, состав и порядок работы которой утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. К функциям экспертной комиссии относятся:

а) оценка программы на соответствие требованиям и критерию, установленным пунктами 5 и 6 настоящих Правил;

б) подготовка предложений об уточнении классов программ и по формированию рейтинга.

18. Экспертная комиссия рассматривает документы и материалы, формирует экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер, и представляет его в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Министерства документов и материалов.

19. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при принятии решения о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, вправе учесть полученное от экспертной комиссии экспертное заключение.

20. Заявитель, сведения о программе которого включены в перечень программ, обязан уведомлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об изменении сведений, предусмотренных подпунктами "б" - "з" пункта 2 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих изменений с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

21. Для соблюдения правообладателями программ требований, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 5 настоящих Правил, а также иных требований, устанавливаемых изготовителем технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы), изготовитель технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы) обязан размещать указанные требования в открытом доступе в сети "Интернет" и (или) иным образом доводить их до сведения правообладателей программ.

Требования, устанавливаемые изготовителем технически сложного товара и (или) правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) для правообладателей программ, должны быть не менее благоприятными, чем требования для иных правообладателей программ, которые предварительно установлены на технически сложный товар.

22. Исключение сведений о программе из перечня программ осуществляется в следующих случаях:

а) поступление в уполномоченный орган заявления правообладателя (всех правообладателей) программы об исключении программы из перечня программ;

б) выявление факта несоответствия программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;

в) выявление факта представления заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений при направлении заявления или уведомления об изменении сведений.

23. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления правообладателя в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 настоящих Правил или со дня выявления факта, предусмотренного подпунктами "б" или "в" пункта 22 настоящих Правил, направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об исключении программы из перечня программ.

24. Решения, действия (бездействие) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 ноября 2020 г. N 1867