"ОДМ 218.2.041-2014. Отраслевой дорожный методический документ. Требования к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 31.03.2014 N 542-р)

Скачать документ целиком в формате PDF

Издан на основании

Распоряжения Федерального

дорожного агентства

от 31 марта 2014 г. N 542-р

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБУСТРОЙСТВУ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

НА ПОДЪЕЗДАХ К ПУНКТАМ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ

ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОДМ 218.2.041-2014

ОКС 93.080.30

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения об отраслевом дорожном методическом документе

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ").

2. Внесен Управлением эксплуатации автомобильных дорог и Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. Согласован письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2014 N 02-01/05-841ис и письмом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 31.03.2014 N ЮБ-1842/06.

4. Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.03.2014 N 542-р.

5. Имеет рекомендательный характер.

6. Введен впервые.

1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ распространяется на автомобильные дороги общего пользования и другие объекты транспортной инфраструктуры, которые располагаются на подъездах к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Отраслевой дорожный методический документ определяет требования при проектировании строительства и реконструкции подъездных участков автомобильных дорог к государственной границе для повышения эффективности функционирования пунктов пропуска.

2. Нормативные ссылки

В настоящем отраслевом дорожном методическом документе (далее - ОДМ) использованы следующие нормативные ссылки:

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827

ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"

ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог"

3. Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

- автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункт пропуска): специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участок местности, на котором расположен комплекс зданий, помещений, сооружений и оборудования, где в соответствии с российским законодательством осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

- аварийно-вызывная связь: система связи для вызова к месту происшествия сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, медицинской, технической помощи или представителей других государственных органов.

- зона ожидания: обустроенная и оборудованная площадка для стоянки автотранспортных средств, ожидающих очереди въезда в пункт пропуска с целью пересечения государственной границы Российской Федерации.

- подъезд к пункту пропуска: участок автомобильной дороги, обозначенный техническими средствами организации движения, распределенного по соответствующим полосам потока автотранспортных средств к пункту пропуска.

- система резервирования времени пересечения государственной границы Российской Федерации: комплекс программно-технических средств, обеспечивающий регистрацию и предоставление участникам дорожного движения услуги по предварительному резервированию очереди на въезд в пункт пропуска в электронном виде и управление движением автотранспортных средств на подъезде к пункту пропуска.

- унифицированная комплексная информационно-аналитическая система учета потока автотранспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации через автомобильные пункты пропуска: комплекс программно-технических средств, устанавливаемых на участках автомобильной дороги на подъездах к пункту пропуска для информирования участников дорожного движения о загруженности пунктов пропуска и ожидаемом времени пересечения Государственной границы Российской Федерации по направлению движения.

- электронная очередь: порядок въезда в пункт пропуска с целью пересечения государственной границы Российской Федерации на основе услуги предварительного резервирования времени въезда, предоставляемой участникам дорожного движения в электронном виде.

4. Основные положения

4.1. При обустройстве участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации следует соблюдать требования действующих нормативных правовых актов [1], [2], [3], [4].

4.2. Автомобильная дорога на подъезде к пункту пропуска состоит из:

- участка въезда в Российскую Федерацию, расположенного между линией государственной границы Российской Федерации и пунктом пропуска;

- участка выезда из Российской Федерации, расположенного, как правило, между въездом в границы пограничной зоны и пунктом пропуска, который обеспечивает въезд в пограничную зону, распределение транспортных потоков по типам автотранспортных средств, маневрирование, стоянку и въезд на территорию пункта пропуска.

4.3. Участок автомобильной дороги на подъезде к пункту пропуска при въезде (выезде) в (из) Российскую Федерацию включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог.

5. Требования к обустройству участков автомобильных дорог

на подъездах к пунктам пропуска через государственную

границу Российской Федерации

5.1. Участок автомобильной дороги на подъезде к пункту пропуска при въезде (выезде) в (из) Российскую Федерацию в зависимости от расчетной среднегодовой суточной интенсивности движения, а при наличии данных и в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью, а также транспортно-эксплуатационных характеристик подразделяется на категории (таблица 1). При этом учитываются положения пунктов 5.12 - 5.20.

Таблица 1

Категория автомобильной дороги

Расчетная интенсивность движения приведенных ед./сут

IА (автомагистраль)

Св. 14000

IБ (скоростная дорога)

То же

Обычные дороги

" 14000

II

" 6000

III

" 2000 до 6000

IV

" 200 " 2000

V

" 200

Примечание. При применении одинаковых требований для дорог IА, IБ, IВ категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории I.

5.2. Национальным ГОСТ Р 52399 "Геометрические элементы автомобильных дорог" установлены параметры геометрических элементов для каждой категории дорог (таблица 2).

Таблица 2

Параметры элементов поперечного профиля проезжей

части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автомагистраль

Скоростная дорога

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

II

III

IV

V

Общее число полос движения, шт.

4 и более

4 и более

4 и более

4

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,75

3,5

3,0

4,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

3,0

3,0

2,5

2,0

1,75

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5

-

Ширина укрепленной части обочины, м

2,5

2,5

2,5

2,0

2,0

1,5

1,0

-

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

6,0

6,0

5,0

5,0

-

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

-

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

1,0

-

Примечания.

1. Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы - в обочину.

2. Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IВ и II и до 1,0 м - для дорог остальных категорий.

3. Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.3. Участок автомобильной дороги на подъезде к пункту пропуска должен при въезде (выезде) в (из) Российскую Федерацию обеспечивать организованное и безопасное движение автотранспортных средств и пешеходов.

5.4. Для обеспечения безопасности дорожного движения транспортно-эксплуатационные характеристики участка автомобильной дороги, а также основные геометрические параметры элементов поперечного и продольного профилей должны соответствовать требованиям технических регламентов и нормативных документов.

5.5. Обустройство участков автомобильных дорог на подъезде к пункту пропуска при въезде (выезде) в (из) Российскую Федерацию техническими средствами организации дорожного движения должны выполняться с учетом требований ГОСТ Р 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

5.6. Установка рекламы на участках подъездов к автомобильным пунктам пропуска не допускается.

5.7. Участки автомобильной дороги на подъездах к пунктам пропуска при въезде (выезде) в (из) Российскую Федерацию оборудуются электрическим освещением с учетом требований технических регламентов и нормативных документов.

5.8. Геометрические параметры автомобильной дороги на участке въезда в Российскую Федерацию между линией государственной границы Российской Федерации и пунктом пропуска при проектировании и строительстве должны определяться пропускной способностью российского пункта пропуска, соответствовать требованиям технических регламентов и нормативных документов и синхронизироваться с параметрами автомобильной дороги на сопредельной территории между линией государственной границы и сопредельным пунктом пропуска.

5.9. В случае если проектная пропускная способность сопредельного пункта пропуска больше чем у российского, то за исходные данные при проектировании и строительстве участка автомобильной дороги на въезде в Российскую Федерацию принимаются геометрические параметры автомобильной дороги на сопредельной территории с учетом фактической и прогнозируемой интенсивности движения.

5.10. Подъезд к пункту пропуска при выезде из Российской Федерации включает:

- участок автомобильной дороги на въезде в пограничную зону;

- участок автомобильной дороги с распределенным транспортным потоком;

- зону ожидания, оборудованную выездом на выделенную полосу движения к пункту пропуска.

5.11. Участок автомобильной дороги на въезде в пограничную зону должен отвечать следующим требованиям:

5.11.1. Параметры геометрических элементов поперечного профиля (проезжая часть, обочины, переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы движения и др.), а также геометрические элементы плана продольного профиля должны соответствовать требованиям технических регламентов и нормативных документов и обеспечивать безопасное движение с установленными скоростями.

5.11.2. Участок автомобильной дороги на подъезде к пункту пропуска при въезде в пограничную зону, как правило, обустраивается контрольно-пропускными пунктами, оборудованными аварийно-вызывной связью и необходимыми техническими средствами; элементами унифицированной комплексной информационно-аналитической системы учета потока транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации через пункты пропуска; элементами обустройства автомобильной дороги.

5.12. Участок с распределенным транспортным потоком предназначен для организации движения к пункту пропуска грузового, легкового и пассажирского автотранспорта по выделенным полосам.

В соответствии с международными соглашениями Российской Федерации о пунктах пропуска, а также в случаях расположения пунктов пропуска в населенных пунктах, в участок с распределенным транспортным потоком включается пешеходная дорожка, которая обеспечивает пешеходное движение до пункта пропуска.

В зависимости от проектной пропускной способности пункта пропуска проектирование и строительство (реконструкция) участка автомобильной дороги с распределенным транспортным потоком осуществляется с учетом создания не менее трех выделенных полос для движения автотранспорта (грузового, легкового, пассажирского) с оборудованием их техническими средствами организации дорожного движения.

Полоса, выделенная для проезда грузового автотранспорта по своей ширине, должна обеспечивать проезд негабаритного автотранспорта.

Полоса, выделенная для проезда пассажирского автотранспорта, одновременно является полосой для следования аварийного и автотранспорта, в том числе дипломатического корпуса.

5.13. В отдельных случаях по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сферах создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска, а также с субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления участок с распределенным транспортным потоком оборудуется дополнительными (резервными) полосами для обеспечения движения автотранспорта по специальным пропускам.

5.14. Протяженность участка с распределенным транспортным потоком, на котором осуществляется перестроение автотранспорта по полосам движения, определяется в зависимости от установленной скорости движения автотранспортных средств и времени, необходимого для перестроения различных типов автомобилей по установленным для них полосам движения.

Протяженность участков перестроения устанавливается по таблице 3.

Таблица 3

Расчетная скорость, км/ч

Протяженность участков перестроения (м) при различных интенсивностях движения

более 6000, авт/сут

2000 - 6000, авт/сут

менее 2000, авт/сут

60

1500

1000

500

55

1375

900

450

50

1250

825

400

45

1125

750

375

40

1000

700

325

35

875

600

300

30

750

500

250

25

625

400

200

20

500

325

150

5.15. Участок с распределенным транспортным потоком должен отвечать следующим техническим требованиям:

- максимально разрешенная скорость движения автотранспортных средств на участке не должна превышать 60 км/ч;

- геометрические параметры участка автомобильной дороги должны обеспечивать безопасное движение автотранспортных средств с установленной скоростью;

- геометрические параметры дополнительных полос должны обеспечивать скорость движения транспортных средств не более 40 км/час;

- проезжие части участка автомобильной дороги на подъезде к пункту пропуска должны иметь ширину, обеспечивающую безопасные условия перестроения транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска.

5.16. Ширина проезжей части устанавливается согласно данным, приведенным в таблице 4.

Таблица 4

Назначение полосы движения

Ширина полос движения, м

крайняя левая для легковых автомобилей

от 3,5 до 3,75

для автобусов средняя полоса

3,75

для грузовых автотранспортных средств и негабаритных транспортов крайняя правая

4,0

резервная

от 3,0 до 3,5

5.17. Зона ожидания предназначена для организации стоянки автотранспортных средств, ожидающих очереди въезда в пункт пропуска, и представляет собой оборудованную площадку с твердым покрытием, расположенную в непосредственной близости с пунктом пропуска.

В случае если пункт пропуска расположен в населенном пункте, зона ожидания оборудуется на подъезде к населенному пункту.

5.18. Размеры и конфигурация зоны ожидания, количество машиномест для легкового, грузового и пассажирского транспорта устанавливаются при проектировании с учетом пропускной способности пункта пропуска, интенсивности и состава движения транспортных потоков и должны соответствовать проектной документации.

5.19. Площадь зоны ожидания на подъезде к пункту пропуска должна обеспечивать одновременную стоянку легковых и грузовых автотранспортных средств в количестве не менее 10 процентов от суточной проектной пропускной способности пункта пропуска.

5.20. Въезд в зону ожидания должен быть обозначен дорожной разметкой, дорожными знаками, направляющими устройствами и элементами системы резервирования времени пересечения государственной границы Российской Федерации.

Выезд из зоны ожидания должен быть оборудован выделенной полосой, непосредственно примыкающей к въезду в пункт пропуска для автотранспорта, пересекающего государственную границу Российской Федерации в режиме электронной очереди.

Выезд из зоны ожидания может быть оборудован комплексом программно-технических средств автоматизированного определения весогабаритных характеристик грузового автотранспорта.

5.21. Размещение на местности, строительство, реконструкция и обустройство зоны ожидания осуществляются по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска и с субъектом Российской Федерации.

Проектная документация по строительству объектов, размещаемых в границах зоны ожидания, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в сфере создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска.

5.22. Зона ожидания оборудуется:

- ограждением;

- твердым покрытием;

- дорожной разметкой;

- стационарным электрическим освещением;

- техническими средствами организации дорожного движения;

- программно-техническими средствами, технологическим оборудованием системы резервирования времени пересечения государственной границы Российской Федерации;

- первичными средствами пожаротушения;

- пешеходными дорожками (тротуарами);

- туалетами;

- местами отдыха;

- контейнерами для сбора твердых бытовых отходов.

БИБЛИОГРАФИЯ

[1]

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации"

[2]

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[3]

Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 688 "О единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза и форме паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза"

[4]

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2013 г. N 9 "О разделении транспортных потоков в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и на подъездах к ним"

Генеральный директор

ФГУП "РОСДОРНИИ"

К.В.МОГИЛЬНЫЙ