Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Европы и Америки

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами

Европы и Америки

Несмотря на довольно существенное снижение товарооборота в течение трех лет - в сравнении с 2013 г. объем торговли с европейскими странами в 2016 г. упал почти вдвое - эти страны сохраняют за собой первое место в качестве основного торгового партнера России (44% объема торговли).

С учетом стабилизации развития экономики России, сохранения цен на нефть на уровне, заложенном в базовом прогнозе, в 2017 г. прогнозируется рост российского экспорта в Европу на уровне 15% до 155 млрд. долларов США. На фоне небольших темпов роста отечественной экономики, незначительного увеличения реально располагаемых доходов населения рост импорта из Европы в 2017 г. составит 9% - до 79 млрд. долларов США.

В 2018 - 2019 гг. ожидается стабилизация объемов товарооборота со странами Европы. Среди основных факторов, влияющих в среднесрочной перспективе на динамику взаимного обмена, можно выделить: геополитические - это, в первую очередь, действие санкций со стороны ЕС в отношении России и соответствующих ответных российских ограничительных мер на ввоз отдельных видов продовольственной продукции из ЕС; экономические - замедление роста экономик развитых стран Европы и соответствующее снижение спроса на российские энергоресурсы, снижение цен на основные товарные позиции российского экспорта (минеральные продукты и металлы и изделия из них), удорожание импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным валютам, низкие темпы экономического роста в России и в этой связи снижение спроса со стороны российской промышленности на машины и оборудование, поставляемое европейскими странами, проводимая в России политика замещения импорта; торговая политика (введение пошлин, антидемпинговые и компенсационные расследования в отношении российских товаров).

Кардинальных изменений в товарной структуре экспорта и импорта торговли России со странами Европы не ожидается. Основной товарной позицией в экспорте России в Европу будут оставаться минеральные продукты (в среднем 80%), металлы и изделия из них (7%), продукция химической промышленности (4%), драгоценные камни, металлы (3%). Доля машин и оборудования в российском экспорте в Европу будет оставаться незначительной и к концу прогнозного периода составит около 2%.

При этом роста поставок минеральных продуктов в страны Европы в прогнозный период не ожидается. В отношении нефти и нефтепродуктов прогнозируемое снижение экспорта обусловлено снижением привлекательности экспорта "темных" нефтепродуктов, падением спроса из-за принятия отдельными странами Европы и ЕС в целом законодательных инициатив, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и одновременно усиливающих давление на потребителей традиционных (ископаемых) видов топлива.

Экспорт сетевого газа в Европу уменьшится по сравнению с уровнем 2016 г. из-за роста цен на газ и снижения конкурентоспособности газа относительно альтернативных видов топлива, в том числе угля и возобновляемых источников энергии. Маршруты транспортировки основных объемов газа также претерпят изменения вследствие транзитных рисков транспортировки газа через территорию Украины. Так, начиная с августа 2017 г., после отмены запрета о расширении доступа ПАО "Газпром" к дополнительным мощностям магистрального газопровода OPAL российская компания увеличила загрузку данного газопровода более чем на четверть.

В 2018 - 2020 гг. ожидается увеличение в стоимостном выражении объема поставок в страны Европы продукции металлургического комплекса (в первую очередь, цветных металлов) из-за прогнозируемого роста цен на основные металлы на мировом рынке.

В структуре импорта России из Европы по-прежнему будут преобладать машины и оборудование (около 50%), а также продукция химической промышленности (до 30%), металлы и изделия из них (в среднем 6%). При базовом сценарии развития экономики России, то есть при сохранении ограничительных мер на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, импортируемого из Европы, снизится в 2018 г. до 7%.

Страны Европы в 2018 - 2020 гг. будут оставаться крупнейшими торгово-экономическими партнерами России. Работа по улучшению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ними будет продолжена. В случае существенных изменений условий внешнеэкономической деятельности в связи с возможными ограничительными мерами европейских государств и наших ответных шагов могут быть внесены определенные корректировки в отдельные направления российско-европейского сотрудничества.

В 2018 - 2020 гг. будет осуществляться помощь и содействие российским компаниям в поиске партнеров и продвижении разработанных технологий и производимой продукции на рынки стран Европы. Сохранится механизм оказания содействия российскому бизнесу и регионам посредством системы паспортов внешнеэкономических проектов, которая включает комплекс мер практической поддержки со стороны торговых представительств для каждого внешнеэкономического проекта. Помимо этого, будет продолжена деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с европейскими странами.

В торгово-экономических отношениях России со странами Северной Америки доминирующее влияние оказывают отношения с США. Согласно прогнозу, в период до 2020 г. развитие торгово-экономических отношений России и США будет проходить на фоне негативной геополитической обстановки и возрастающих политических рисков, а также продолжения действия американских санкций и российских контрмер.

Кроме того, на торгово-экономические отношения двух стран в настоящее время воздействуют такие факторы, как замедление роста экономик США и России, снижение уровня цен на основные сырьевые товары, сокращение потребления сырьевых товаров и изменение структуры энергопотребления в США, укрепление доллара к мировым валютам и ожидания очередного повышения процентных ставок ФРС США, рост внутреннего производства энергоносителей и новая волна индустриализации в США, ослабление российского рубля.

Так, в США период посткризисного восстановления практически завершился: уровень безработицы снизился до уровней, наблюдавшихся в период до мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг., индикаторы инфляционного давления вплотную приблизились к целевому значению 2%, что отражается на денежно-кредитной политике ФРС США, которая, по собственным оценкам, планирует повысить целевой уровень процентной ставки по федеральным фондам еще дважды до конца 2017 г. Кроме того, в последующие три года денежно-кредитная политика в США будет направлена на нейтрализацию воздействия на инфляционные ожидания фискального стимула в случае его реализации. В базовом сценарии прогнозируется замедление темпов роста экономики США с 2,0% в текущем году до 1 - 1,5% в последующие три года.

С 2014 г. и по настоящее время торгово-экономические отношения России и США характеризуются нарастающим санкционным давлением со стороны США преимущественно экономического характера. В период с марта 2014 г. по август 2017 г. США введены ограничительные меры в отношении 244 компаний, организаций и банков и 172 физических лиц с целью нанесения ущерба российской экономике и финансовой системе, а также секторальные санкции, в частности ограничения на экспорт в Россию высокотехнологической продукции, запрет на участие американских компаний в проектах по добыче нефти в России.

2 августа 2017 г. Президент США Д. Трамп подписал законопроект, уточняющий меры, закрепленные в предыдущих санкционных документах, которые таким образом кодифицируются (персональные, секторальные и другие санкции). Данным законом также вводятся новые санкционные меры в отношении России, российских физических и юридических лиц.

Падение объемов торговли России с США в 2016 г. замедлилось с 28% в 2015 г. до 3% в 2016 г. В абсолютном выражении объем торговли с США в 2016 г. составил около 20 млрд. долларов США.

В 2018 - 2020 гг. не ожидается существенного роста товарооборота между Российской Федерацией и США, при этом отрицательное сальдо торгового баланса будет сокращаться под воздействием снижения курса рубля к доллару США и действия экономических санкций.

В 2018 - 2020 гг. продолжится изменение структуры экспорта России в США. Произойдет снижение доли минеральных продуктов в денежном выражении с 36% до 20 - 25% из-за снижения мировых цен на энергоресурсы вследствие превышения предложения нефти над потреблением, укрепления доллара США и увеличения добычи нефти в США. Вследствие ослабления рубля и плавного роста уровня мировых цен увеличится доля металлов и химической продукции в российском экспорте до 30% и 25% соответственно.

Динамика импорта товаров из США будет ограничена колебаниями обменного курса и внутреннего спроса. Учитывая незначительное увеличение реальных располагаемых доходов населения, закладываемое в базовый вариант прогноза, и небольшой рост инвестиций в основной капитал в 2018 - 2020 гг. можно ожидать некоторого оживления импорта, которое будет сглаживаться ослаблением рубля.

Показатели внешней торговли между Россией и Канадой в период 2018 - 2020 гг. зависят, во-первых, от продолжения Правительством Канады, под предлогом кризисных событий на Украине, курса на политическую и экономическую изоляцию России путем расширения практики применения различных санкций, что уже привело к снижению практически наполовину канадского экспорта на российский рынок и будет вести к дальнейшему снижению поставок в Россию канадских товаров.

Во-вторых, прогнозируемые на ближайшие годы низкие темпы экономического развития Канады (1 - 2%) вызовут сокращение внутреннего спроса, в первую очередь, на промышленное сырье и полуфабрикаты, составляющие значительную часть российского экспорта на канадский рынок.

В-третьих, возможности расширения экспортных поставок российской машинно-технической и современной промышленной продукции будут во многом зависеть от уровня ценовой конкурентоспособности российских экспортеров.

В 2018 - 2019 гг. вряд ли можно рассчитывать на увеличение темпов роста основных показателей российского экспорта, учитывая вышеупомянутые факторы. Ожидается небольшой рост импорта в Россию из Канады продовольственной и сельскохозяйственной продукции, не затронутой ответными российскими мерами (корма для животных, семенной материал). Следует также быть готовыми к снижению импортных поставок на российский рынок канадских машин и оборудования ввиду отсутствия финансовой поддержки канадскими властями компаний-экспортеров, поставляющих свою продукцию в Россию.

В 2020 - 2021 гг. в случае устранения канадской стороной действующих ограничений можно рассчитывать на возобновление роста поставок продукции из России, прежде всего товаров несырьевого экспорта, включая машины, оборудование, транспортные средства и продукцию химической промышленности.

Перспективность этих направлений сотрудничества подтверждается тем, что, несмотря на существенное снижение товарооборота из-за введенных Канадой санкций, качественная характеристика экспорта российской продукции в Канаду отличается превалирующей долей несырьевых, неэнергетических товаров - более 92% от совокупного экспорта России в Канаду по итогам 2016 г. При этом доля современной высокотехнологической продукции в поставках из Канады в Россию составляет более 55%, с учетом продукции химической промышленности более 77%.