3.7. Отрасли социальной сферы

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

3.7. Отрасли социальной сферы

В 2018 - 2020 гг. политика в сфере здравоохранения будет определяться в соответствии с Федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, решениями Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в рамках утвержденных паспортов приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Здравоохранение".

В 2018 - 2020 гг. продолжится реализация четырех приоритетных проектов: "Технологии и комфорт - матерям и детям", "Электронное здравоохранение", "Развитие санитарной авиации", "Лекарства. Качество и безопасность".

С 2018 г. начинается реализация трех новых приоритетных проектов: "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами", "Формирование здорового образа жизни", "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".

Целью приоритетного проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" является обеспечение отрасли квалифицированными специалистами за счет внедрения новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности - аккредитации специалистов и внедрения непрерывного дополнительного профессионального образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей.

Реализация проекта позволит увеличить долю специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, в 2018 г. - до 12,3%, в 2019 г. - до 18,5%, в 2020 г. - до 25%, увеличить долю врачей, получающих дополнительное непрерывное профессиональное образование с использованием интерактивных образовательных модулей, в 2018 г. - до 40%, в 2019 г. - до 60%, в 2020 г. - до 80%.

Целью приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни" является формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью. Реализация проекта позволит увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 40% в 2018 г., до 45% в 2019 г., до 50% в 2020 г.

Целью приоритетного проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" является создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, в 33 субъектах Российской Федерации с последующим тиражированием в 85 субъектах Российской Федерации. Реализация проекта позволит повысить уровень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 47% в 2018 г., до 49% в 2019 г., до 60% в 2020 г.

Основными источниками финансирования сферы здравоохранения по-прежнему будут являться средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета, внебюджетных источников. Реализация мероприятий по повышению структурной эффективности системы здравоохранения будет осуществляться путем внедрения современных информационных технологий, создания персонализированной медицины, формирования современной системы непрерывного медицинского образования, а также реализация комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости системы ОМС.

Дальнейшее развитие системы ОМС будет связано с внедрением механизмов эффективного управления средствами ОМС, увеличением собираемости взносов на ОМС и повышению эффективности расходования имеющихся ресурсов.

Одновременно государством будут предприняты меры по совершенствованию механизмов уплаты взносов на ОМС неработающего населения, будет усовершенствован персонифицированный учет численности неработающего населения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целом будут исполнять свои обязательства по уплате взносов на ОМС неработающего населения.

Для всех субъектов Российской Федерации будет действовать тариф страховых взносов на ОМС неработающего населения, утвержденный Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" с применением коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг с учетом индекса потребительских цен.

В рамках реализации Стратегии продолжится работа по оптимизации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечней лекарственных препаратов, по которым осуществляется льготное лекарственное обеспечение граждан, на основе формализованных критериев и принципов доказательной медицины с проведением комплексной оценки лекарственных препаратов.

В рамках реализации приоритетного проекта "Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов" ("Лекарства. Качество и безопасность") будет внедрена в эксплуатацию "Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных препаратов. К концу 2018 г. 100% лекарственных препаратов, находящихся в гражданском обороте, будет охвачено индивидуальной маркировкой, что позволит обеспечить их качество и безопасность, защитить граждан от фальсифицированных лекарственных препаратов.

Продолжится формирование общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза.

Основные направления развития образования до 2020 года определены Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", государственной программой "Развитие образования" на 2013 - 2020 гг.", а также Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в рамках утвержденных паспортов приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Образование".

Основные мероприятия развития сферы образования в прогнозный период 2018 - 2020 гг. будут направлены на повышение доступности и качества образования, повышение конкурентоспособности и эффективности образовательных организаций профессионального образования, доступности для детей в возрасте 5 - 18 лет программ дополнительного образования, развитие российского цифрового образовательного пространства и повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке.

Приоритетные меры по дальнейшему развитию сферы культуры, стратегические задачи государственной культурной политики, а также ключевые принципы реализации культуры на период 2018 - 2020 гг. предусмотрены в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года.

В прогнозный период предполагается решение задач по реализации творческого и инновационного потенциала нации; развитию библиотечного, музейного и архивного дела; развитию исполнительских искусств, сохранению и развитию кинематографии, традиционной народной культуры, народных художественных промыслов; поддержке творческих инициатив населения, а также выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры, творческих союзов; организации и проведению мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества; развитию фундаментальных и прикладных исследований на базе федеральных научных организаций сферы культуры.

Также будут осуществляться меры, направленные на поддержку развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации, мероприятия по развитию и поддержке анимационной отрасли.

В результате реализации государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы планируется достижение следующих показателей:

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 г. на 2018 год составляет - 124%, на 2019 год - 130%, на 2020 год - 136%;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения составит в 2018 г. 35,25%, в 2019 г. 36,12%, на 2020 год - 37%;

численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 г. в 2018 г. - 186,3%, в 2019 г. - 189,04%, в 2020 г. - 191,78%;

доля изданных за год в Российской Федерации наименований книг, включенных в Национальную электронную библиотеку в 2018 г. - 10%, в 2019 г. - 10%, в 2020 г. - 10%.

Основные направления развития физической культуры и спорта до 2020 года установлены Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития сферы физической культуры и спорта в период 2018 - 2020 гг. будут решены следующие задачи:

обеспечено сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

завершена модернизация системы подготовки спортивного резерва и обеспечено внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки и эффективность деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;

созданы условия для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта на территории Российской Федерации, осуществлены конкурентоспособные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на развитие спорта высших достижений.

Повысится привлекательность физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности, будут приняты дополнительные меры по совершенствованию системы оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей.

Повысится эффективность пропаганды физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, подготовленных с участием государственных телерадиокомпаний, увеличится объем вещания на эти цели.