3.5. Транспорт

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

3.5. Транспорт

В 2016 г. деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением пассажирооборота транспорта общего пользования на 1,8%, ростом коммерческих перевозок грузов и грузооборота (рост объема коммерческих перевозок грузов на 0,6%, коммерческого грузооборота на 1,8% (без учета трубопроводного транспорта), снижение пассажирооборота транспорта общего пользования на 1,8%).

В структуре грузооборота в 2016 г. доминировал магистральный железнодорожный транспорт - 90,8% от общего объема коммерческого грузооборота, без учета трубопроводного транспорта.

Снижение пассажирооборота в 2016 г. наблюдалось на всех видах транспорта, кроме магистрального железнодорожного (рост 3,3%) и внутреннего водного (рост 6,7%) транспорта.

В 2016 г. в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования доля воздушного транспорта снизилась на 1,6 пп. к уровню 2015 г. и составила 47,1%, доля железнодорожного транспорта выросла на 1,3% и составила 27,2%, автомобильного - выросла на 0,2 пп. и составила 25,5%.

Оценка 2017 г. с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (рост объемов производства, оборота торговли и инвестиционной активности) позволяет прогнозировать в 2017 г. увеличение объема коммерческих перевозок грузов на 2,0%, грузооборота - на 6,3%, пассажирооборота - на 8,3%.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных располагаемых доходов населения и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей деятельности транспортного комплекса.

Объем коммерческих перевозок грузов в 2020 г. оценивается на уровне 3 902,5 млн. тонн (рост 8,1% к 2016 году), объем грузооборота - 2 966,4 млрд. т-км (рост 14,5% к 2016 году), пассажирооборот - 594,7 млрд. пасс-км (рост 16,2% к 2016 году).

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2016 г. были сохранены меры государственной поддержки.

Для повышения доступности транспортных услуг для населения в 2016 г. осуществлялось субсидирование региональных воздушных перевозок населения на территории Российской Федерации, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах и другие.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.

Значительными "узкими местами" в транспортной системе России являются:

дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, увеличивается при росте количества автомобилей;

недостаточное развитие подходов к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска, большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала - не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения;

отсутствие полностью сформированной опорной транспортной сети на всей территории страны, что сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения, перевозку грузов;

устаревшая инфраструктура - порядка половины расположенных на внутренних водных путях судоходных гидротехнических сооружений эксплуатируются в течение длительного периода (50 - 75 и более лет).

Для преодоления сдерживающих развитие транспортного комплекса России факторов и для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики).

Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2017 - 2020 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 г.;

устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;

реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;

развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив;

использование интеллектуальных транспортных систем и распространение сфер применения беспилотных технологий на всех видах транспорта.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг.

В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.