Новинки отрасли обращения с отходами

/ / О выполнении Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия
22-08-2016, 00:00

О выполнении Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия

Роспотребнадзор в составе российской правительственной делегации принял участие в заседании Комитета по подготовке VIII Обзорной конференции по выполнению Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия (КБТО), которое состоялось в августа с.г. в Женеве.
В ходе встречи государства-участники КБТО (с момента принятия Конвенции в 1975 году ее подписали 175 государств) обсудили наиболее актуальные вопросы, связанные с реализацией Конвенции, включая меры по укреплению ее выполнения на национальном уровне, совершенствование наблюдения за исследованиями в биологической области, имеющими потенциал двойного применения, механизмы осуществления расследования в случае подозрения на применение биологического оружия, оказание помощи нуждающимся странам в разработке и применению научных открытий в области биологии для предотвращения болезней или для других мирных целей.
Государства-участники также обменялись предложениями и инициативами, которые они планируют вынести на рассмотрение предстоящее Обзорной конференции.
Повышенное внимание было уделено дискуссии относительно укрепления режима КБТО и создания механизмов для обеспечения ее универсального и безусловного выполнения всеми государствами-участниками.
Российская Федерация традиционно выступает за полное и безоговорочное выполнение Конвенции. Для этого на протяжении последнего межсессионного периода (период между обзорными конференциями, проводящимися один раз в пять лет), Россия на площадке КБТО выдвинула несколько инициатив, направленных на укрепление Конвенции, создание внутри КБТО независимых механизмов и инструментов контроля и реагирования с целью достижение ее цели, а именно полного исключения возможности использования бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия.
По оценке Роспотребнадзора сегодня возросла как никогда роль КБТО, как единственного многостороннего юридически обязывающего международного механизма, препятствующего проведению опасных исследований биологического характера и разработкам опасных микроорганизмов, которые могут быть использованы в противоправных целях.
Свидетельством этому становится значительное увеличение случаев нарушения биобезопасности при работе с особо опасными патогенами в зарубежных странах, прежде всего, в США, что, в свою очередь, говорит о большом количестве проводимых исследований, цели и задачи которых не всегда открыты и понятны. За последнее время только в США произошло несколько серьезных инцидентов, связанных с особо опасными патогенами и получивших широкую огласку в СМИ. Самое резонансное из них – отправка в 2015 году из военно-биологической лаборатории Минобороны США в десятки объектов, в том числе минимум в 9 зарубежных странах Азии и Европы, живых культур сибирской язвы.
На этом фоне, руководствуясь необходимостью укрепления КБТО, российская сторона представила партнерам предложения по возобновлению переговоров относительно повышения эффективности мер реализации Конвенции. В частности предложения российской делегации включают такие направления как усиление мониторинга за достижениями науки и технологий и проводимыми исследованиями, имеющими отношение к КБТО, а также продвижение мер имплементации Конвенции на национальном уровне в государствах-участниках.
Несмотря на широкую поддержку российских предложений со стороны ряда государств, включая Китай, Индию, Кубу, Иран, Казахстан, Армению, Беларусь, опасение вызывает именно позиция США и их партнеров, которые, заблокировав в одностороннем порядке в 2001 году переговоры по созданию механизма верификации и международного контроля за выполнением положений КБТО, и сегодня считают, что Конвенция имеет достаточно инструментов, а обсуждение новых мер повышения ее эффективности является пустой тратой времени.
Более того, не поддерживая предложения по укреплению механизмов выполнения КБТО, США, Великобритания, Канада, Австралия, Швеция и ряд других стран выдвигают инициативы, направленные на сохранение существующего положения дел и даже на ослабление Конвенции. В преддверии обзорной конференции предложения этих стран все больше нацелены на превращение КБТО в некий дискуссионный клуб без каких-либо механизмов для достижения важнейших для человечества задач. Конвенции отводится роль площадки для обмена мнениями без обязательств, а для реальной работы предлагается использовать «аутсорсинг»: возможности организаций, не имеющих отношения к КБТО и соответствующего мандата.
Так, вместо КБТО США и их партнеры активно продвигают Глобальное партнерство «Группы семи» против оружия массового уничтожения и инициативу «Программа глобальной безопасности здоровья». Очевидно, что в данных не многосторонних, а подконтрольных группе нескольких стран, форматах осуществляются попытки достижения в обход КБТО приоритетных целей усиления надзора за деятельностью в сфере обеспечения биологической безопасности в третьих странах и выведения собственной деятельности в военно-биологической области из под многостороннего контроля.
В частности в инициативе Великобритании, представленной на встрече в Женеве, Конвенции отведена роль стороннего наблюдателя, которой, согласно распространенному документу «не остается ничего делать, кроме как признать, что сторонние организации и инициативы (такие как Глобальное партнерство и Программа глобальной безопасности здоровья) укрепляют КБТО и способствуют ее выполнению».
Не соглашаясь с таким подходом, российская делегация в ходе заседания Подготовительного комитета продолжила активную работу по продвижению инициатив, нацеленных на обретение Конвенцией опоры в виде конкретного плана действий по созданию работающих механизмов ее выполнения.
В том числе, на полях заседания Подготовительного комитета Роспотребнадзором совместно с МИД России был организован семинар-конференция «Концепция создания в формате КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия, расследования такого применения, а также для борьбы с эпидемиями различного происхождения». Мероприятие, собравшее более 100 участников из 25 стран, было посвящено обсуждению выдвинутой Россией инициативы о создании мобильных отрядов в рамках КБТО, с целью обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества в мирных целях и повышения эффективности осуществления КБТО на международном уровне. В основу разработанной и представленной российской делегацией концепции был положен опыт создания и использования Специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) Роспотребнадзора, хорошо зарекомендовавших себя в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в России и за рубежом.
Роспотребнадзор продолжит во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами подготовку к VIII Обзорной конференции КБТО. Основной задачей станет продвижение российских инициатив и поддержка предложений других стран, которые укрепляют Конвенцию, как механизм, не передают функции по осуществлению КБТО на «аутсорсинг» сторонним организациям и нацелены на обеспечение ее безоговорочного выполнения.
С материалами Комитета по подготовке по подготовке VIII Обзорной конференции по выполнению КБТО, в том числе на русском языке, можно ознакомиться на официальном сайте Конвенции.



Источник: rospotrebnadzor.ru