Новинки отрасли обращения с отходами

/ / Глава Минприроды России Сергей Донской дал интервью журналу «Лесная индустрия». Министр рассказал об актуальных вопросах ведения лесного хозяйства и «лесной политике», реализуемой сегодня в Российской Федерации
16-03-2016, 18:00

Глава Минприроды России Сергей Донской дал интервью журналу «Лесная индустрия». Министр рассказал об актуальных вопросах ведения лесного хозяйства и «лесной политике», реализуемой сегодня в Российской Федерации

«Свыше 70% субвенций идет на содержание органов управления и лишь 30% – на выполнение лесохозяйственных мероприятий»

– Минприроды России направило в Правительство РФ для утверждения «дорожную карту» развития лесной отрасли. Что представляет собой этот документ?

– Говоря о «дорожной карте», нельзя не сказать о ее ключевой составляющей – «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г.». Документы обширные, поэтому выделю главное.

Первое – Рослесхоз наделяется функцией «сквозного» надзора в лесах. Это позволит возбуждать дела об административных правонарушениях в лесной сфере в отношении региональных властей и подведомственных им учреждений. Второе – предусмотрено увеличение штата сотрудников парашютно-десантной пожарной службы. Третье – предполагается совершенствование ценообразования на лесные ресурсы, а точнее – изменение подходов к определению ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

В 2015 г. была проведена большая работа по подготовке к такому переходу, разработана концепция интенсификации и воспроизводства лесов, прорабатываются нормативы ухода за лесами, лесовосстановления, заготовки для каждого лесного района. Кроме того, «дорожная карта» охватывает мероприятия, направленные на поддержку и развитие деревянного домостроения, биоэнергетики, формирование лесопромышленных кластеров, импортозамещение в лесном машиностроении.

– Этот вариант учитывает интересы всех участников рынка или в нем еще есть узкие места, требующие дополнительных обсуждений?

– Нужно четко понимать, что «дорожная карта» – это в первую очередь правила, единый свод мер, составленный с учетом пожеланий всех заинтересованных сторон. И то, насколько эффективно они будут реализованы, зависит от участников – государства, бизнеса и общественных организаций.

Работая над «дорожной картой», мы учитывали все поступившие предложения. Однако с рядом федеральных ведомств – Минфином, Минпромторгом – у нас имеются концептуальные разногласия, которые попробуем снять при доработке. Мы рассчитываем, что меры по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, реализуемые в одно и то же время в разных регионах России, позволят заложить крепкий фундамент экономических преобразований в лесном комплексе.

– Какие предполагаются меры для увеличения эффективности государственного управления в области интенсификации использования и воспроизводства лесов?

– Системная проблема лесного сектора – низкая эффективность. Так, при сопоставимых лесорастительных условиях и характеристиках лесов, экономический эффект от их использования в пересчете на 1 га в России составляет $38, а в Швеции и Финляндии – $508 и $512, это в 13 раз выше.

Наша проблема в том, что в ряде регионов, в том числе лесных, снижается доля хвойных насаждений в составе лесного фонда. Решить эту проблему поможет переход на модель интенсивного использования и воспроизводства лесов. Мы отобрали по ряду критериев семь пилотных регионов России, в которых проведем апробацию и внедрим интенсивную модель лесопользования. Это Иркутская, Архангельская, Ленинградская и Вологодская обл., республики Карелия и Коми, а также Пермский край.

– В чем заключается принятая «Концепция интенсификации использования и воспроизводства лесов»?

– «Китов», на которых держится Концепция, пять. Во-первых, это баланс трех основных элементов – экономики, экологии и социального развития территории. Во-вторых, экономическое обоснование исчисления расчетной лесосеки и лесохозяйственных мероприятий на всех уровнях лесного планирования. Третий фактор – система рубок, ориентированная на полное изъятие прироста древесины за цикл хозяйства. Четвертый – экономическая эффективность лесохозяйственного цикла, получение сортиментов, востребованных предприятиями. И, наконец, пятое – переход к контролю результатов лесовосстановления – перевод в покрытые лесом земли.

– За организацию сельхозпалов в России введут административное и уголовное наказание. Чем вызвана такая строгая мера?

– За последние годы у нас резко возросло количество лесных пожаров, которые возникли из-за перехода огня с территории земель сельхозназначения на лесные земли. Это происходит главным образом из-за элементарной человеческой безответственности, а также недостатка контроля над проведением сельхозпалов и низким качеством профилактических противопожарных мероприятий. Ужасно, что халатность должностных лиц в регионах ежегодно приводит к непоправимым последствиям – гибели людей. Кроме того, огонь уничтожает населенные пункты и объекты экономики. Статистика показывает, что за последние пять лет от сельхозпалов ежегодно возникало свыше 160 крупных лесных пожаров, которые привели к серьезным экологическим последствиям и потребовали больших финансовых вложений для ликвидации.

– Какие регионы России наиболее горимые?

– Согласно статистическим данным за последние пять лет, самые горимые регионы – Красноярский, Забайкальский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, республики Бурятия, Тыва и Саха (Якутия), Иркутская и Амурская обл.

В силу метеоклиматических условий, пиковые значения по горимости лесов ежегодно приходятся на три-четыре региона, в которых происходит серьезное ухудшение лесопожарной обстановки, и в связи с этим – резкая нехватка региональных сил и средств пожаротушения.

По итогам 2015 г. на долю Забайкальского края, Иркутской обл., а также республик Бурятия и Тыва пришлось свыше 90% площади всех лесных пожаров в Российской Федерации. В 2014 г. к таким субъектам относились Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Амурская обл.

– Каковы были затраты на тушение пожаров в 2015 г.?

– Затраты на тушение лесных пожаров превысили 2 млрд руб.

– Как вы оцениваете выполнение противопожарных мер и мероприятий по предупреждению лесных пожаров в регионах страны?

– Рослесхоз еще в начале 2015 г. выделил необходимое финансирование в полном объеме, однако в ряде регионов противопожарные мероприятия не были проведены или проведены некачественно. А к началу пожароопасного сезона соответствующие работы были выполнены только на 7–15%.

Кроме того, крайне слабо сработали сводные планы тушения лесных пожаров – в ходе пожароопасного сезона выяснилось, что необходимая для этого техника либо отсутствует, либо находится в плохом состоянии, либо ее нельзя использовать, так как нет соглашений с владельцами.

К примеру, сводный план Иркутской обл. в период чрезвычайной горимости в 2015 г. предполагал привлечение к тушению пожаров 7 375 человек. Однако на деле было привлечено чуть более 900 человек, из них арендаторов лесных участков – всего 230 человек. Получается, что руководство региона не смогло привлечь 80% сил и средств, которые были запланированы, дефицит сил пожаротушения составлял около 6 тыс. человек. Аналогичная ситуация происходила и в Республике Бурятия.

– Чем было вызвано ваше решение о введении в регионах, не справляющихся с профилактикой лесных пожаров, внешнего управления? Как это поможет улучшить ситуацию с пожарами?

– Внешнее управление было вызвано недостаточными действиями должностных лиц региона, направленными на принятие необходимых мер по организации тушения лесных пожаров.

Механизмы внешнего управления и упреждающего тушения опробованы на территории Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Под руководством представителя Рослесхоза, который был назначен временным координатором сил и средств по итогам совещания в Чите заместителем председателя Правительства Российской Федерации Александром Хлопониным, удалось ликвидировать пожары в Забайкальском крае на площади более 200 тыс. га.

Кроме того, на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 г. в экспериментальном порядке было опробовано привлечение сил Парашютно-десантной пожарной службы. Силы федерального резерва ввели из-за увеличения класса пожарной опасности. Результатом этих действий стало уменьшение в 58 раз площади, пройденной огнем, и более чем в 10 раз – уменьшение затрат на тушение лесных пожаров в сравнении с 2014 г.

В 2016 г. запланирован переход на заключение соглашений с регионами, в которых нужно детально зафиксировать соответствующие права и обязанности сторон, порядок и условия передачи оперативного управления силами и средствами пожаротушения, региональные особенности проведения профилактических мероприятий и финансирования мероприятий по охране лесов от пожаров.



Источник: www.mnr.gov.ru